01/08 «Люда Express. Место действия»
31.07.2012

01/08 «Люда Express. Место действия»

1 августа в Арт-галерее откроется двухнедельный выставочный проект «Люда Express. Место действия», куратор - Петр Белый. 5 персональных выставок пройдет в галерее в период с 1 по 15 августа: Константина Симуна, Александра Морозова, Кирилла Хрусталева, Влада Куль­кова, группы «Мыло» (Семен Мотолянец, Дмитрий Петухов); каждые 3 дня вы сможете увидеть новую экспозицию. 15 августа состоится однодневная коллективная выставка. Камерный формат предполагает минимализм и точность высказывания, а быстрая смена экспозиции насыщенную событийность и темп.

Куратор Петр Белый о выставочном проекте:
«За окном с невероятной скоростью мелькают пейзажи, проносятся полустанки. Ускоренный ритм работы - 5 выставок, по 3 дня каждая - как бы разрушает дистанцию между зрителем и художником, пространство мастерской художника-резидента и выставочное пространство не разделены четкой границей. Список художников (авторы от 20 до 75 лет) с одной стороны демонстрирует пластическую преемственность, с другой позволяет глубоко погрузится в субкультурный контекст города, обычно туднодоступный, потаенный».

Искусствовед Глеб Ершов о художниках-участниках выставочного проекта (из статьи »ЛЮДА ЭКСПРЕСС или лаборатория великого деяния», 2012):
«Патриарх отечественного минимализма Константин Симун, автор памятника ленинградской блокаде на дороге жизни «Разорванное кольцо». Отточенная ясность, строгость и формульность высказывания художника обусловлены временем, а формы монумента, при всей идеологической и символической нагруженности, были близки минималистским абстракциям 1960-х.

Два рукава разомкнутой дуги образуют своего рода портал, открывающий вид на перспективу «дороги жизни» по Ладожскому озеру. Горизонт на границе неба и воды и арка, берущая его в скобку - своеобразная рифма к Новой Голландии, острову, мыс которого художник воспринимает как нос корабля, Устремленного Петром 1 в Европу.
Последние работы Симуна на его выставке «Апокалипсис» - серия найденных объектов, сфотографированных в естественной им среде: белые пластиковые канистры в прибрежном песке, как будто выброшенные на берег морем. Их найденность, впрочем, условна - перед нами скульптуры художника, поскольку с помощью ножа канистрам придано сходство с человеческими головами - как будто немыми свидетельствами исчезнувшей цивилизации.

Эта остроумная работа с мусором, с вещами, чье существование почти обречено, составляет основу творчества Кирилла Хрусталева, недавнее появление которого на петербургской художественной сцене стало настоящим открытием - в нем как будто  воскрес дух обэриутского концептуализма, где слово-вещь в своем пересечении-  наложении друг на друга высекают искру остроумия, обнаруживая свою чистую сущность.

Хрусталев работает с вещами ближней ойкумены, самыми тривиальны-ми и мизерабельными в своей заурядности: пивная пробка, сигарета, салфетка, конфета,   монета, чашка, капля кофе на листке бумаге, обрывок резинового шарика, камень, спички… В емких афористических названиях, которые дает художник, что не стало   исключением и для нынешней выставки - «Momento vita», - эти вещи, а точнее, уже-не-вещи, потерявшей свой статус и ставшие с бытовой точки зрения мусором, обретают новое бытие и глубину человеческого измерения.

Помимо концептуальной составляющей его произведений здесь присутствует и формалистический уровень их осмысления: эти вещи могут быть восприняты как чистая абстрактная форма.

Абстрактны и минималистичны неоновые космограммы Александра Морозова, эффектно светящиеся на черной стене - выставка «Фактум». Если не знать эзотерического и мистического подтекста этих работ, можно подумать, что перед нами сухие линеарные  чертежные формы, вос-ходящие к конструктивистской графике Александра Родченко из серии «Линиизм» или же объекты американского минималиста Дэна Флавина.

Однако аналогия здесь не аргумент, важен сам результат перевода линий судьбы в  абстрактный графический знак и выбор имен, скрытых за ним: Виктор Цой, Марсель Дюшан, Андрей Монастырский, Виктор Пивоваров.

По преимуществу живописец Александр Морозов последнее время также тяготеет к формульной лаконичности высказывания – таковы его «нимбы» - тяжелые подковообразные формы, вырубленные из черной прокатной стали, абрис которых взят с русских икон 15 века. «Схваченные» у основания тонкой светящейся неоновой трубкой они создавали эффект замыкания полюсов и свечения - материализованного чуда, имеющего сакральную природу. Морозова занимает исследование границы между тонкими состояниями материи и духа, и он ищет материалы и формы, могущие максимально выразить и прочувствовать эти состояния перехода.

Влад Кульков производит на свет клубящиеся переплетающиеся мотки бесконечных линий, знаменуя совершенно другой тип речи - косноязычного шамана или же инфантильного грффиттиста, ребенка, в бес-порядке чирикающего линии, - в этих живописных формах есть нечто соприродное стихии движущихся масс воздуха, облаков, воды или же лавы. Они органичны и безусловны, в них заключена сила самоорганизующегося потока жизни, оставляющей свой след в прихотливых «барочных» извивах и росчерках формы.

Своей выставке художник дал название «Ребус», настаивая на анаграмматическо характере письма, тяготеющего к свободному ассоциативному прочтению отдельных знаков. В отличие от предыдущих работ художника, в нынешних холстах больше строгих, острых форм, игольчатые соцветия которых отсылают к лучизму Михаила Ларионова.

И Кульков, и группа «Мыло» не обделены вниманием художественного сообщества. Однако, это не упрек художникам. Скорее, наоборот, в их творчестве прочитывается желание ухода от медийной и светской публичности: так, Кульков жил некоторое время в Мексике, открывая для себя культуру ацтеков и майя, а Мотолянец и Петухов в своих акциях осмысляют разные фигуры и жесты эскапизма, очевидно работая с житийными текстами.

В этот раз они обыгрывают свой перформанс, проведенный недавно в музее Гигиены, где они предстали в образе святых столпников с прикрепленными нимбами над головами вокруг огромной собаки – «хищной гиены». Название «Дайте нам возможность делать то, что мы хотим делать и думать о том, о чем мы хотим думать» недвусмысленно отсылает к современной общественной ситуации в стране, где снова возобладал запретительный дух.

В выставочном пространстве будут представлены рисунки Петухова и складывающиеся вырезанные из дерева фразы-слова Мотолянца, наподобие советских вывесок шрифтом-курсивом. Сами же художники будут сидеть на крыше и выкрикивать в мегафон фразы, вырванные из контекста.

Религиозная тематика в современном искусстве сейчас притча во языцех, многие художники работают с православной иконографией, канонами и ритуалом, задействуя разные актуальные смысловые контексты. У «Мыла» нет ни глумления, ни ёрничества, ни спекулятивной имитации, пошлости или занудства. На первый план выходят задачи исключительно художественного характера, где «остроумное» не затемняет «возвышенное» и наоборот».

Выставочный проект проводится при поддержке Grolsch.