7 августа, 19:30
Александр Пономарев представит слушателям свои недавние художественные проекты и расскажет об Антарктической биеннале, идейным вдохновителем и комиссаром которой является.
Человеческая цивилизация в XXI столетии, на первый взгляд, овладела всеми уголками земного шара, что позволило теоретику архитектуры Александру Раппапорту говорить об эффекте «глобальной клаустрофобии». Тем не менее остаются зоны, в которых антропогенная, а тем более градостроительная активность минимальна.
Художник Александр Пономарев создал Антарктическую биеннале — «событие, где искусство, путешествия и география приведены к одному знаменателю, а чертой дроби служит палуба корабля». Первая такая биеннале состоялась в марте 2017 года: "Экспедиция в составе 100 художников, ученых и деятелей культуры из разных стран совершила путешествие на Антарктический континент, к Южному полярному кругу. Во время рейса на научном судне художники осуществили ряд проектов на берегах Антарктиды, на островах Антарктиды и в Южном океане. Художественными интервенциями в Антарктиду биеннале переизобретает функции культуры XXI века и разрабатывает потенциал Антарктиды как принадлежащего всем пространства, за которым — будущее. На фоне процесса глобализации, стирания всех границ феномен Антарктической биеннале проблематизирует и заново актуализирует определение «гения места». Есть ли у Антарктиды — безлюдной территории, куда ступала нога ничтожного количества архитекторов, художников, философов, — собственный genius loci, и если да, то в чем его сущность и как этот гений настроен по отношению к человеку? Наконец, что означает инициатива Александра Пономарева: попытку символического присоединения континента к глобальному культурному пространству или создание здесь автономного и внеполитического арт-лагеря, который ищет союза с грозным духом Южного полюса?
Александр Пономарев — художник, работающий на стыке различных медиа и дисциплин, член-корреспондент Российской академии художеств, офицер Ордена искусств и литературы (Франция). Александр Пономарев за 30 лет осуществил более ста арт-проектов, выставок и акций, бóльшая часть которых была реализована в Мировом океане, Арктике, Антарктике и Сахаре. Неоднократный участник Биеннале современного искусства в Венеции: на
Куратором направления выступает архитектурный критик, главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов. При поддержке Платформы «Диоген»
Вход свободный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+
Архитектурный лекторий журнала «Проект Балтия»
Архитектурный цикл лекций журнала «Проект Балтия» в этом сезоне будет посвящен феноменологии мест. Речь пойдет о городах и их фрагментах, о ландшафтах, где встречаются природа и культура. Историки архитектуры и зодчие-практики поделятся своим пониманием ценности территории, имеющей с их точки зрения особую, неповторимую атмосферу — дух места (genius loci). Венеция, Берлин, Петербург, Москва — сохранят ли эти великие города свою идентичность в XXI веке? Не спугнут ли их гениев наступающие все во все возрастающем количестве пространства-шаблоны и дома-подделки?
Лекторы выступят в роли портретистов, фиксирующих присутствие той неуловимой ауры подлинности, о которой писал немецкий теоретик культуры Вальтер Беньямин. Цикл «Гении мест» коснется как исторических городов, так и модернистской и постмодернистской застройки, с их собственной спецификой. Критерием выбора сюжета для лекций станет наличие в том или ином месте того, что Гастон Башляр называл «поэтикой пространства»: чего-то, что сложно передать словами, но что со всей определенностью составляет суть образа территории, образа, который можно сохранить, но так легко потерять.