открыть меню

Лекция Людмилы Воропай «Искусство и капитал. Теория арьергарда»

01.10.2017
16:00–18:00 Павильон
Открытый лекторий

1 октября, 16:00

Тезис о двойственном характере искусства в капиталистическом обществе благодаря Теодору Адорно вот уже более полувека является основополагающим для всей критической художественной теории. С одной стороны, искусство рассматривается как автономная сфера деятельности, пространство утопической свободы от вынужденной экономической обусловленности любого рационального действия. С другой стороны, в своем социальном измерении, искусство оказывается ничем иным как «местом хранения временного экономического излишка». Определяя искусство как последнее прибежище утопии в этом практически уже лишенном надежды на свободу от капиталистических отношений мире, Адорно в свое время настаивал на том, что искусство должно быть подобного рода утопией «тем решительней, чем больше реальное положение вещей эту утопию разрушает».

Сегодня, когда «реальное положение вещей» эту утопию разрушило, кажется, уже окончательно, правомерно задаться вопросом, можем ли мы все еще всерьез говорить о двойственности функции искусства в современном обществе, не впадая при этом в наивное прекраснодушие или циничное лицемерие? Есть ли у современного искусства хоть какой-то шанс оставаться чем-то помимо чистого объекта инвестиций, имеющих своей целью обретение налоговых льгот и приращение разных форм капитала, включая символический? И не является ли при этом понятие арьергарда для современного искусства более релевантным способом концептуализации текущего состояния дел, чем это предлагают нам классические модернистские теории авангарда?

Людмила Воропай — доктор философских наук, критик и теоретик современного искусства. Закончила философский факультет РГГУ и Кёльнскую Академию Медиа Искусств (KHM Köln), а также докторантуру Берлинского Университета Искусств (UdK). В 2013 г. защитила докторскую диссертацию о роли культурной политики в системе современного искусства и о ее влиянии на процессы институционализации новых художественных форм и практик, в частности, медиа-арта. Преподавала историю и теорию современного искусства, а также теорию медиа и дизайна в Берлинском Университете Искусств (UdK) и в Университете Баухаус в Веймаре. В настоящее время доцент кафедры искусствоведения и теории медиа в Университете Искусств и Дизайна (HfG) в г. Карлсруэ (Германия). Автор многочисленных публикаций по проблемам истории, теории и социологии искусства, политической эстетики, критической теории и институциональной критики.


Глеб Напреенко — художественный критик, теоретик и историк искусства, ex-главный редактор интернет-журнала «Разногласия», куратор лектория «На границах искусства».

Вход свободный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.


Лекторий о современном искусстве «На границах искусства»
Один из возможных способов определить современное состояние искусства – через отрицание, через отношения с тем, чем оно не является. Искусство переопределяет собственные границы. Сегодня оно противится однозначному прочтению, что ставит под сомнение гарантированные решения и приостанавливает казавшиеся очевидными ходы. Современное искусство находится на пересечении множественных силовых линий, множества спорных территорий, спорность которых оно не может или не хочет разрешить. Лекционный курс, не претендуя на полноту, попробует очертить некоторые из таких сопредельных искусству территорий – в том числе чтобы показать неочевидность того, что мы называем искусством. Лекторами данного направления выступят художники, историки и теоретики современного искусства: Глеб Напреенко, Борис Клюшников, Александра Новоженова, Мария Силина, Дина Жук, Николай Спесивцев, Евгения Абрамова, Руфь Дженрбекова, Мария Вильковиская и другие.

 
Наш сайт использует файлы cookie. Политика конфиденциальности.