15 августа, 19:30
Лекция будет посвящена практикам воспроизведения событий далёкого и недавнего прошлого в раннесоветском театре и современном искусстве.
Речь пойдёт о новаторских театральных работах и методах раннесоветского театра, связанных с воспроизведением на сцене событий недавнего прошлого и направленных на осмысление опыта революционных лет. Массовое действо «Взятие Зимнего дворца» Николая Евреинова, осенью 1920 года вернувшее зрителей и участников к революционным событиям трёхлетней давности, является самой известной, но отнюдь не единственной постановкой в этом жанре. Речь также пойдёт о работах Николая Виноградова, Валентина Смышляева, Надежды Скарской и других, отмеченных поисками компромисса между эвристическими, агитационными и терапевтическими целями.
Современные практики реэнактмента (инсценировки исторических событий) будут рассмотрены на примере исторических реконструкций Гражданской войны в США и использования этого жанра современными художниками (от «Битвы при Оргриве» Джонатана Деллера до воспроизведения ритуалов прошлого в современном российском театре). Центральной проблемой, поставленной в отношении этих практик, будет возможность использования реэнактмента как критического инструмента исследования современности.
Валерий Золотухин — историк театра, кандидат искусствоведения и старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.
Варвара Склез — культуролог, научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, преподаватель МВШСЭН, сооснователь «Лаборатории публичной истории».
Вход свободный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+
Лекторий по теориям и практикам перформанса
Кураторы: Марина Исраилова, независимая исследовательница, куратор; Анна Козонина, исследовательница, критик современного танца
Академические исследования перформанса — область знания, ускользающая от чётких рамок и определений, в первую очередь потому, что само понятие «перформанс» существует в разных дисциплинах и понимается ими по-разному. Сегодня её кроссдисциплинарные связи тянутся от театроведения и истории танца до этнографии и антропологии, от лингвистики и философии до физики, от социологии и политологии до гендерных исследований.
Центром внимания в этом курсе лекций станет перформанс как вид искусства, рассматриваемый в широком контексте. Кроме теории, в курсе будут представлены и практики: задокументированные и живые перформансы, художественные интервенции и ситуации, вскрывающие перформативный характер обыденных действий.