22 августа детская площадка «Фрегат» работает до 18:30. Приносим извинения за возможные неудобства.
открыть меню

Лекторий по теориям и практикам перформанса: Даша Че и Марина Шамова, «Социальная идентичность и перформанс»

13.06.2019
19:30–21:00 Павильон


13 июня, 19:30

Перформанс политики идентичности (перформанс, который работает с социальными и культурными маркерами, относящимися к определённым, часто маргинализованным, группам) в США стал активно развиваться с началом социально-политических движений за права и презентацию дискриминируемых групп в 60-х годах. Объединение в группы давало художницам возможность увидеть себя представленными в социальном контексте, выдвинуть и усилить требования, найти союзниц. Опираясь на свои идентичности, художницы стали исполнять перформансы, проблематизируя расу, гендер, физические и ментальные особенности, сексуальную ориентацию, религию, класс, а также возможные их пересечения.

В советском и позднесоветском пространстве политика идентичности развивалась иным образом. Согласно Лори Эссиг и Алексею Юрчаку, идентичность как принадлежность к определённой маргинализованной группе не имела ни возможности, ни надобности публично и открыто формироваться и утверждаться в социополитическом пространстве страны и, скорее, практиковалась рядом действий, была эфемерна и не названа. Чтобы создать рамки для анализа перформанса идентичности в современном российском контексте, во время лекции будут проведены интервью с местными танц-художницами, а также рассмотрена социальная идентичность в перформансе с ориентацией на ряд теоретических работ. Будут подняты вопросы о том, каким образом современные перформансы вступают в диалог с концепциями киберфеминизма (Донна Харауэй), агентного реализма (Карен Барад), фармакопорнографического тела (Поль Пресиадо), социальной повестки в квир-танце (Клэр Крофт), перформативности гендера (Джек Хальберстам), «теории калеки» (crip theory) (Роберт Макруер), идентичности как «слов карманов» (Жиль Делёз).

Будут представлены российские и американские перформансы, выбор которых основан на месте жительства, танцевальной и перформативной деятельности Марины Шамовой и Даши Че.

Даша Че — педагог, организатор_ка, перформер_ка. Более десяти лет работы в области современного танца, преподавания телесно-ориентированных практик, организации низовых активистских инициатив в США, Сальвадоре, Финляндии, России, Украине и Белоруссии. Окончил_а консерваторию пластического театра Flying Actor Studios в Сан-Франциско (США) и Факультет исследований перформанса в Калифорнийском университете в Беркли (США). В 2016 году провел_а семестр на магистерской программе «Гендерная социология» Европейского университета в Санкт-Петербурге. В 2017 и 2018 годах — курсы по инклюзивной педагогике танца в Luna Dance Institute (США). Ведёт программу «Телаборатория» — практики танцевальной импровизации для ЛГБТК+-сообществ.

Марина Шамова — практик перформанса и современного танца, ведущая лаборатории «Перформативное действие в пространствах, которые мы делим с другими», занятий для ЛГБТК+-сообществ Queer/hip-hop и других. Куратор проекта «Беседы о современном танце». Педагог по движению в центре социальной интеграции ЕСОД, а также участница перформанс-кооператива «Техно/Поэзия». Обучалась на магистерской программе «Лаборатория современных форм танца» АРБ им. Вагановой, в Школе вовлечённого искусства и Институте декоративно-прикладного искусства.

Вход свободный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+


Лекторий по теориям и практикам перформанса

Кураторы: Марина Исраилова, независимая исследовательница, куратор; Анна Козонина, исследовательница, критик современного танца

Академические исследования перформанса — область знания, ускользающая от чётких рамок и определений, в первую очередь потому, что само понятие «перформанс» существует в разных дисциплинах и понимается ими по-разному. Сегодня её кроссдисциплинарные связи тянутся от театроведения и истории танца до этнографии и антропологии, от лингвистики и философии до физики, от социологии и политологии до гендерных исследований.

Центром внимания в этом курсе лекций станет перформанс как вид искусства, рассматриваемый в широком контексте. Кроме теории, в курсе будут представлены и практики: задокументированные и живые перформансы, художественные интервенции и ситуации, вскрывающие перформативный характер обыденных действий.

 
Наш сайт использует файлы cookie. Политика конфиденциальности.