XX Век

Пожар в начале ХХ века серьезно повредил складские помещения острова, но вскоре системы были перестроены и усовершенствованы металлическими конструкциями.

В опытовом бассейне под руководством знаменитого кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова тестировались модели линкоров, линейных кораблей и первых русских подводных лодок.

В начале ХХ века на территории Новой Голландии появилась радиостанция, которая держала связь с Балтийским и Черноморским флотом. Эта радиостанция сыграла большую историческую роль в революционных событиях 1917 года: отсюда Владимир Ленин обратился к флоту с известием о том, что революция свершилась.

Новая Голландия серьезно пострадала от артиллерийских обстрелов во времена Великой Отечественной войны. Восстановленный комплекс вновь пришел в упадок к концу ХХ века. В 1977 году архитектор Вениамин Фабрицкий выдвинул идею использовать памятник архитектуры для культурных целей. Проект начал осуществляться только в начале ХХI века.

Первые годы ХХ века

Остров Новая Голландия с петровских времен считался безопасным: окруженную водой территорию не затрагивали петербургские пожары, именно поэтому там хранили лес. Однако в начале ХХ века пожар возник на самом острове. Он был настолько масштабным, что возникли серьезные опасения по поводу безопасности близлежащих районов. Выгорели все корпуса по Крюкову и Адмиралтейскому каналам, пострадал опытовый бассейн, дотла сгорели многие деревянные здания. К 1902 году последствия пожара были полностью устранены, а на амбарах установили новые металлические конструкции.

Опытовый бассейн

3 января 1900 года на должность заведующего опытовым бассейном Новой Голландии назначается Алексей Николаевич Крылов – знаменитый русский кораблестроитель, основоположник теории корабля. Под руководством этого талантливого ученого опытовый бассейн стал ведущей испытательной лабораторией флота. Крылов разработал принципы и методы деятельности бассейна, сконструировал ряд новаторских приборов и средств измерения, дополнил исследовательский центр физико-химической, механической и электротехнической лабораториями. Опытовый бассейн стал колыбелью обновляющегося российского флота. Тут проводились испытания модели первой отечественной подводной лодки «Дельфин», тестировались модели первого в мире линейного ледокола «Ермак», проводились расчеты для спасения севшего на мель
броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».

С 1910 по 1914 год опытовый бассейн активно участвовал в отработке практически всех моделей кораблей и подводных лодок, в том числе линкоров «Севастополь» и «Императрица Мария», линейных крейсеров типа «Измаил», эсминцев типа «Новик», подводных лодок типа «Барс», а также гидросамолетов морской авиации, зарождавшейся в России в то время.

В том числе благодаря деятельности опытового бассейна новые корабли российского флота опережали свое время по техническим характеристикам, что сыграло большую роль в военных событиях ХХ века.

Радиостанция

В 1915 году на острове Новая Голландия появилось здание радиостанции, в задачи которой входила поддержка беспрерывной связи с кораблями Балтийского и Черного морей. Трехэтажное здание по проекту архитектора Гринчука-Лукашевича построили со стороны Крюкова канала, на месте, где ранее планировались колонны второй арки острова.

Именно с этой радиостанции Владимир Ленин передал свое знаменитое обращение ко всем полковым, дивизионным, корпусным, армейским и другим комитетам, ко всем солдатам и матросам с новостью о свершении революции. Это произошло в ночь на 9 ноября 1917 года. Лояльные к левым настроениям сотрудники радиостанции в революционные годы передавали доклады 2-го Всероссийского съезда Советов, воззвания Временного правительства, телеграммы Владимира Ленина. В дни мятежа Керенского – Краснова радиостанция Новой Голландии вела в эфире борьбу с радиостанцией Царского Села, захваченной сторонниками
Белой гвардии.

Советские времена

К 30-м годам ХХ века в полной мере возобновляется деятельность опытового бассейна. На его базе создается Научно-исследовательский институт военного кораблестроения. Бассейн модернизируют и удлиняют на 27 метров, в нем проводятся испытания сторожевых кораблей типа «Ураган», подводных лодок типа «Декабрист», «Щука» и других кораблей.

На территории острова со стороны Адмиралтейского канала, переименованного в канал Круштейна, были возведены производственные корпуса.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Новая Голландия серьезно пострадала от артобстрелов. На остров обрушились более 70 артиллерийских снарядов и более 10 бомб. Серьезно были повреждены склады у Мойки и Крюкова канала, опытовый бассейн и радиостанция.

В ХХ веке волна интереса к Новой Голландии искусствоведов, историков и художников привела к окончательному признанию высокой историко-культурной ценности острова. И после 1917 года это послужило основой для включения Новой Голландии в число памятников, находящихся под государственной охраной. Историки
Санкт-Петербурга по крупицам восстановили информацию об архитекторах острова и воссоздали его историю.

Новая волна интереса к ансамблю Новой Голландии возникла в конце ХХ века. Ее первоначальным стимулом стала выдвинутая в 1977 году идея архитектора Вениамина Борисовича Фабрицкого и Галины Александровны Ковалевой о превращении острова Новая Голландия в центр культуры и сотрудничества. Фабрицкий разработал и первую проектную версию сохранения и развития этого уникального памятника.

Постсоветские времена

Проект перестройки острова Новая Голландия переходил от одной компании к другой, успешному воплощению разработанных проектов мешали драматические события конца ХХ века: смена власти, события у Белого дома 1993 года, дефолт 1998 года.

Арка Валлен-Деламота. Фотография 1900-х годовАрка Валлен-Деламота. Фотография 1900-х годов

first-radio1917.jpgРадиоточка

first-submarine1900-3.jpgИспытания подводной лодки «Дельфин»

newholland-fabritskyplan1977.jpgМакет проекта Вениамина Фабрицкого