Лекторий архитектурного журнала «Проект Балтия»: Павел Игнатьев, «Портрет архитектора. Взгляд скульптора»

27.04.2021
19:30–21:00 Павильон

900x100_baltia.jpg

27 апреля, 19:30

Лекция об опыте создания памятника первому зодчему Петербурга — Доменико Трезини и о том, как возникла и укрепилась традиция увековечивать архитекторов в пространстве города.

«Длительная реставрация значительных сооружений — это когда ты постепенно разбираешь материалы, детали, обстоятельства и начинаешь верить в иллюзию общения с автором, жившим 200–300 лет назад. История возведения переплетается с деталями биографии. Загадки строительства, кажется, можно разгадать через психологию зодчего. Может, это иллюзия, но вдохновляющая», — размышляет Павел Игнатьев.

«Одним из итогов, выводов из такого взаимодействия стал памятник барочному архитектору Доменико Трезини. Работа над памятником длилась почти двадцать лет. За это время автор исследовал не только эпоху, историю, но барокко как особое международное архитектурное сообщество. Каждая страна, прошедшая через этот этап в зодчестве, считает упомянутый стиль „своим“. И потому особый интерес представляет процесс мемориализации личностей архитекторов в годы европейского „национального возрождения“ XIX — начала XX века. Классицизм, романтизм, эклектика — во всех этих стилях существуют реконструированные портреты архитекторов. Эпоха модернизма многократно заявляла о смерти того или иного культурного феномена: живописи, картины, автора, нарратива. Не избежал этого не сбывающегося прогноза и такой жанр, как скульптурный памятник. Памятники продолжают устанавливать. К скульпторам по-прежнему обращаются как к профессионалам, способным создать современное монументальное высказывание. Памятники знаменитым архитекторам продолжают возникать в разных городах. Конечно, мы понимаем, что лучшая память о себе, которую оставил зодчий, — его постройки. Однако массовому зрителю-горожанину требуется персонализация, портрет личности. Художнику же в ХХ веке становится важным не просто воссоздать портретные черты, костюм, но пластически высказаться о каких-то больших понятиях, превышающих простые биографические сведения».

На лекции пойдёт речь о стиле, эпохе, о том, что такое, с точки зрения докладчика, искусство архитектуры и градостроительства. На примере монументов, установленных во Франции, Германии, Англии, России, мы попробуем проследить, как менялись взгляды общества и художника на вышеозначенный предмет.

Павел Игнатьев — скульптор и реставратор. Учился на факультете скульптуры Санкт-Петербургской академии художеств и в аспирантуре Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета. Диссертационное исследование посвятил неоклассической цементной скульптуре. После окончания обучения участвовал в реставрации наиболее значительных памятников Петербурга: Эрмитаж, Русский музей, Горный институт, Летний сад, Ростральные колонны и др. Автор городских скульптур, установленных в Санкт-Петербурге, Татарстане, Швейцарии.

Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+


Лекторий архитектурного журнала «Проект Балтия»

Куратор: Владимир Фролов, архитектурный критик, главный редактор журнала «Проект Балтия»

Четвёртый год работы лектория посвящён личностям: прежде всего творцам зданий и ансамблей, но не только им. Героями архитектуры могут выступать даже простые горожане. По традиции общая тема, заданная куратором Владимиром Фроловым, на каждой встрече будет преломляться по-своему. Лекторы вспомнят великих зодчих и инженеров прошлого, дадут трибуну тем, кто проектирует и строит сегодня, поговорят о всесильной фигуре заказчика и о роли мастеров — каменщиков, резчиков, программистов, а также рассмотрят портреты жителей домов разных эпох.

Особое место в цикле лекций займёт и сама категория героического. Можно ли назвать героями зодчества тех, кто создавал наиболее монументальные сооружения? Или настоящие лидеры профессии — те, кто стоит за лучшими произведениями в художественном смысле? Есть ли место героическому в сегодняшнем (как кажется, чуждом всякому подвигу) времени? Или, может быть, современные герои — это те, кто защищает существующие здания, а не проектирует новые?

Итак, в рамках лекций речь пойдёт о самых разных аспектах героизма и героического в архитектуре: о феномене «звёздной архитектуры» 1990–2000-х и причинах её падения, о ницшеанстве зодчих тоталитарных режимов, о массовом человеке, участнике вполне героического строительства в СССР 1960-х годов, и, конечно, о героях города на Неве — зодчих, критиках, художниках архитектуры: от петровского барокко до метамодернизма и суперэклектики наших дней.