Лекторий журнала «Театр»: Лекция Бориса Фаликова «Влияние оккультизма на европейское искусство XX века: Георгий Гурджиев, Питер Брук и Ежи Гротовский»

11.03.2021
19:30–21:00 Павильон

900x100_theatre.jpg

11 марта, 19:30

В силу ряда причин оккультизм и восточные религии оказали заметное влияние на искусство модернизма, от литературы до живописи и театра. Кавказский мистик Георгий Гурджиев (1866 (?) — 1949) опирался на театральные формы для презентации эзотерического учения о «Четвёртом пути». В начале своей деятельности он собирался поставить балет «Битва магов» в Москве, а после бегства из России во время Гражданской войны разработал технику «священных танцев» для пробуждения человеческого сознания и обучал этой технике в Институте гармонического развития человека в Фонтенбло. Британский режиссёр Питер Брук увлёкся наследием Гурджиева после Второй мировой войны в Лондоне и изучал его под началом последовательницы Гурджиева американки Джейн Хип (1883–1964). В своих театральных экспериментах он использовал идеи «Четвёртого пути» в работе с актёрами. Но они остались для него лишь средством для осуществления театральных задач. Польский режиссёр Ежи Гротовский, по утверждению Брука, не был знаком с учением Гурджиева, но пришёл к похожим результатам в ходе театральной деятельности, начав использовать театр для трансформации сознания, то есть, подобно Гурджиеву, стал своего рода эзотерическим наставником. Религиовед Борис Фаликов расскажет, как кавказский мистик придал своему учению театральную форму, создав из ритуала сценическое действо, и тем самым увлёк режиссёров-экспериментаторов, положивших немало сил на возвращение к сакральной сути театра.

Борис Фаликов, историк религии, доцент Центра изучения религии РГГУ. Работал в отделе сравнительной культурологии Института востоковедения РАН, где занимался изучением феномена распространения индуизма и буддизма на Западе. В начале 1990-х годов читал лекции в Колледже Льюиса и Кларка, Джорджтаунском университете и Канзасском университете. В 1997–1998 годах занимал должность эксперта Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по вопросам свободы религии. Автор пяти монографий: «Религия в политической жизни США» (1985), «Неоиндуизм и западная культура» (1994), «Христианство и другие религии» (1999), «Культы и культура: от Елены Блаватской до Рона Хаббарда» (2007), «Величина качества. Оккультизм, религии Востока и искусство ХХ века» (НЛО, 2017).

Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+


Лекторий журнала «Театр»

Куратор: Марина Давыдова, театровед и театральный критик, кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Театр»

За десять лет, что существует обновлённая версия журнала «Театр» — старейшего российского журнала о сцене, на его страницах были затронуты едва ли не все важнейшие аспекты и проблемы перформативных искусств. Выходили тематические номера о современной опере, о contemporary dance, о новых пространствах нового театра, o феномене перформанса, о разных формах социального театра, о театре и новых технологиях, о театре и религии, о театре и феминизме. Всё это так или иначе найдёт отражение в цикле лекций.

Лекторы курса — это всегда авторы журнала и одновременно известные учёные, отнюдь не только театроведы. Порой они пытаются заглянуть в пространство театра со стороны арт-критики, социологии или даже религиоведения. В ходе лекций слушатели смогут представить себе современный театр не как огромный регулярный парк, а скорее как сад расходящихся тропок. Как пространство, в которое (и из которого) ведёт сразу много путей.