Фестиваль «День Д». Лекторий «Жить не по лжи»

03.09.2022 - 04.09.2022
dovl1.jpg

День Д — ежегодный фестиваль памяти Сергея Довлатова и его времени, который пройдёт в шестой раз 3-4 сентября 2022 года на различных площадках Петербурга и будет посвящён ленинградским очагам непарадной культуры 60-70-х. В рамках фестиваля в проекте «Сообщество» пройдёт лекторий «Жить не по лжи».

Вход в «Сообщество» — 150 рублей, для детей до 14 лет, пенсионеров, гостей с инвалидностью и членов многодетных семей — бесплатно. Оплата при входе. Количество мест на лекциях ограничено, требуется предварительная регистрация.


3 сентября

14:00 Лев Лурье. «Серая зона культуры между подпольем и официозом во времена Довлатова»

Лев Лурье — лауреат премии «Золотое перо» как лучший журналист года, Анциферовской премии за труды по истории Петербурга и множества наград за телефильмы. Автор многих книг по истории России и Петербурга. Основатель одной из самых известных школ России — Санкт-Петербургской классической гимназии № 610. Основатель краеведческого журнала «Квартальный надзиратель». Колумнист «Делового Петербурга» и «Фонтанки». Автор десятков документальных телевизионных фильмов, включая многосерийные и шедшей четыре года на Пятом канале еженедельной программы «Культурный слой». Основатель проекта блокадной памяти «День памяти 8 сентября», ежегодного праздника, посвященного Сергею Довлатову «День Д», просветительской организации «Дом культуры Льва Лурье», фонда сохранения и развития культуры, краеведения и туризма «Ленинградцы».


16:00 Глеб Морев. «Фонтанный Дом, провинция у моря, квартира 37: социокультурная эволюция творческих стратегий ленинградской интеллигенции и ее реперные точки (1920-е — 1980-е)»

Инвариантный сюжет культурной истории Ленинграда советского времени — выбор художниками (в широком смысле) стратегии социокультурного поведения в условиях коммунистической диктатуры. Однако частные модели реализации такой стратегии могли варьироваться — основные варианты мы и предполагаем рассмотреть на примере знаковых для Ленинграда имен — Ахматовой, Мандельштама, Бродского, Довлатова, Кривулина и др.

Глеб Морев — литературовед, журналист. С 2002 по 2007 год — главный редактор журнала «Критическая масса». С 2008 по 2012 год — шеф-редактор раздела «Медиа» Openspace.ru. С 2012 года — шеф-редактор раздела «Литература» на Colta.ru. С 2016 по 2017 год — главный редактор сайта проекта «Открытый университет». Член комитета премии Андрея Белого (1999–2014), Литературной академии премии «Большая книга» (с 2007). Специалист по истории русской литературы XX века, редактор и составитель книги Михаила Кузмина «Дневник 1934 года», автор книги «Диссиденты: двадцать разговоров».

18:00 Вечер ленинградской поэзии. Ведущие Ольга Кушлина и Максим Мамлыга

Поэзия 70-х — уже история, но отделенная от нас ровно настолько, что не исчезла возможность сохранить документальные свидетельства очевидцев. О литературном процессе полувековой давности вспоминают его участники — Сергей Стратановский, Александр Горнон, Дмитрий Григорьев, и др. Стихи 70-х годов читают сами авторы и поэты следующих поколений, для кого творчество Елены Шварц, Олега Охапкина, Аркадия Драгомощенко, Олега Григорьева, Виктора Кривулина, Михаила Яснова, Виктора Сосноры оказалось в чем-то созвучным и значимым. Оцифрованные записи со старых пленок, архивные фото и видеоматериалы могут приблизить к пониманию особенностей существования свободной литературы в условиях государственной цензуры и несвободы.

Ольга Кушлина родилась в Самарканде, работала в Душанбе на кафедре всеобщей литературы. Кандидат филологических наук. В журнале «Памир» публиковала произведения Осипа Мандельштама, Даниила Хармса и Алексея Кручёных. Составитель антологий «Русская литература XX века в зеркале пародии», «Сто одна поэтесса Серебряного века», «Драма второй половины ХХ века». Статьи и рецензии Кушлиной публиковались в журналах «Новое литературное обозрение», «Неприкосновенный запас», «Новая Русская Книга».


20:00 Шахматный турнир

Турнир в формате блиц по швейцарской системе c шахматным клубом HighTimeChess.

Главный арбитр турнира — профессиональный игрок, кандидат в мастера спорта Иван Турко.


4 сентября

​12:00 Анастасия Ким. «Тотальное несовпадение: политика партии и практика советской театральной режиссуры»

Противостояние мировоззрения художника и режима — распространённый конфликт в мировой истории искусства. И советский театр не был исключением: драматическое действие — это достаточно мощное средство обнаружения чудовищных нестыковок в мироустройство в целом и в частности. При этом многие знаковые спектакли 60-70-х годов не были антисоветскими, они, отталкиваясь от свойства драмы, ставили под сомнение возможность существования чего-то единственно верного, — например, идеологии или стандарта.

Анастасия Ким — кандидат искусствоведения. Член Ассоциации театральных критиков России, член The International Association of Theatre Critics. Продюсер независимого театрального проекта режиссера Семена Александровского (лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая Маска») POP UP ТЕАТР. Доцент кафедры театрального искусства РГИСИ и в АРБ им. А.Я. Вагановой. Читает курсы «История драматического театра», «Анализ пьесы и спектакля», «Актуальные проблемы современного искусства», «Современный русский театр», «Актуальные проблемы современной драматургии и театра» и другие. В 2009 г. с отличием окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (ныне РГИСИ) по специальности «Театроведение». Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Образы Шекспира на советской сцене 1920-1930-х годов: к проблеме актерской техники в режиссерском театре».

14:00 Татьяна Никольская. «Кружки и салоны ленинградского Парнаса»

Всесоюзный поэтический бум возникший в начале 60-х ознаменовался в Ленинграде выступлением поэтов, как правило, членов Союза писателей, проходивших на сценах ДК, при которых действовали официальные молодежные литобъединения. Одновременно появились литературные кружки, в которых молодежь объединялась вокруг реабилитированных гуманитариев — Татьяны Гнедич, Ивана Лихачева, Андрея Егунова. В этих кружках читались и разбирались стихи забытых и малоизвестных молодому читателю поэтов разных поколений, восстанавливалась связь с культурой 20-х годов и Серебрянного века. Особое место на ленинградском Парнасе занимало «Кафе поэтов» на Полтавской улице, 1, просуществовавшее с 1961 года до середины 60-х. Организованное Союзом писателей и райкомом комсомола Смольнинского района, это кафе, совершенно лишенное рекламы, привлекало к себе на первых порах отсутствием предварительной цензуры, возможностью заявить о себе и найти своего читателя таких разных поэтов, как Александр Городницкий, Виктор Кривулин, Константин Кузьминский и многих других.

Татьяна Львовна Никольская — филолог, член международной научной организации NIAS Fellows Association при Нидерландской академии наук с 1996 года. Автор книг «Фантастический город» (2000), «Авангард и окрестности» (2002), «Спасибо, что вы были» (2014), «Еще раз — спасибо» (2017), «О Грузии» (2021) и более 250 публикаций по истории русской и грузинской литературы XIX–XX веков и сравнительному литературоведению.

16:00 Александр Кобак. «Маленький квартирный семинар или история одной книги»

В Ленинграде брежневской поры существовало множество домашних кружков и квартирных семинаров: литературные, исторические, религиозно-философские, кружки структуралистов и анти-структуралистов, феминисток и переводчиков, агни-йогов и оккультистов. Это дало право Льву Лурье полушутливо сказать, что гражданское общество в Ленинграде было в основном построено к концу 1970-х годов. Речь пойдет о небольшом семинаре, посвященном изучению церковной архитектуры Петербурга, на квартире искусствоведа Виктор Васильевича Антонова (1938-2014) в контексте неофициальной культуры Ленинграда тех лет. Его результатом стал трехтомник «Святыни Санкт-Петербурга», выставка «Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда», коллективная монография «Исторические кладбища Петербурга».

Александр Валерьевич Кобак — директор Фонда имени Д.С. Лихачева, историк Петербурга, общественный деятель, автор книг и статей по краеведению, проблемам охраны памятников, лауреат Анциферовской премии за лучшую книгу о Петербурге. Председатель Санкт-Петербургского союза краеведов, член Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга, член совета Музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты».


18:00 Андрей Арьев. «Неформальная жизнь ленинградских литературных журналов»

Андрей Юрьевич Арьев — историк литературы, эссеист, прозаик, главный редактор журнала «Звезда». Как литературовед и литературный критик печатается в различных периодических изданиях, таких как «Вопросы литературы», «Звезда», «Знамя», «Новый мир» и другие. Лауреат «Царскосельской премии». Составитель комментариев, автор предисловий, послесловий к изданиям сочинений Довлатова и статей о нем.

День Д Логотип.jpg