Лекторий журнала «Театр»: Марина Давыдова, «Европейский театр до и после пандемии: кризис антропоцентризма и новая космогония»

14.10.2021
19:30–21:00 Павильон

900x100_theatre.jpg

14 октября, 19:30

После вызванного пандемией глобального локдауна театры Европы наконец открываются. Новые работы, показанные на ведущих фестивалях мира летом 2021 года, позволяют понять, что кризис антропоцентризма, который можно было констатировать еще в допандемийные годы, теперь лишь усилился. Он в буквальном смысле изменил фауну европейского театра (только на фестивале в Авиньоне на сцене, помимо людей, можно было увидеть овец, собак, быков, крыс и вообще самых разнообразных, пользуясь термином Бруно Латура, акторов) и позволил увидеть мир как бы из космоса. В работах трендсеттеров современного театра можно обнаружить экстатические экзистенциальные поиски, пугающие апокалиптические видения и новую космогонию, бесконечно далекую от картин уютного земного мира, в котором театральные персонажи по преимуществу жили в ХХ веке. Все эти постгуманистические фантазии позволяют разглядеть будущее европейской сцены, а заодно, вероятно, и будущее самой нашей планеты.

В лекции пойдет разговор о последних премьерах Кшиштофа Варликовского, Люка Персевалия, Анхелики Лиделл, Фиа Менар, Тео Мерсье, Ромео Кастеллуччи, Штефана Кэги, группы FC Bergman и др.

Лектор: Марина Давыдова — театральный критик, историк театра, продюсер. С отличием окончила театроведческий факультет Российского института театрального искусства (ГИТИС / РАТИ) в 1988 году. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Природа театральности английской постренессансной трагедии» и работала в качестве старшего научного сотрудника в Государственном институте искусствознания. Также читала ряд курсов по истории западноевропейского театра в различных институтах и проводила мастер-классы по театральной критике в Российском Государственном Гуманитарном Университете. Автор монографий «Конец театральной эпохи» (2005 г.) и «Культура ZERO» (2017 г.), анализирующих последние двадцать лет истории российского театра. Автор и редактор книги «История западноевропейского театра со времен Возрождения до конца XIX века» (глава «Театр эпохи Возрождения»). В течение многих лет была театральным обозревателем старейшей российской газеты «Известия». В настоящее время главный редактор журнала «Театр», художественный руководитель фестиваля NET в Москве, обозреватель Colta.ru. В 2016 году была программным директором фестиваля Wiener Festwochen, а сейчас занимается консультированием фестиваля. Лауреат многих премий театральной критики, в том числе Премии Станиславского за лучшую книгу 2005 года и Премии Союза журналистов России как лучший театральный обозреватель (2007). В январе 2017 года в берлинском театре Hebbel am Ufer состоялась премьера спектакля Eternal Russia, где Марина Давыдова выступила как режиссер и автор идеи и текстов. Спектакль получил много положительных отзывов в немецких и российских СМИ, был включен в основную программу BITEF-2018 и получил специальный приз международного жюри на BITEF-2018. В апреле 2019 года в Thalia Theater в Гамбурге состоялась премьера второго спектакля Checkpoint Woodstock, где Марина Давыдова выступила как автор и режиссер. Спектакль Марины Давыдовой Trance стал частью международного проекта Die Neuen Todsunden, премьера которого состоялась в Karlsruhe Schauspielhaus в октябре 2020 года. В ноябре 2020 года она задумала и поставила свой первый спектакль в России — «Умаление мира».

Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+


Лекторий журнала «Театр»

Куратор: Марина Давыдова, театровед и театральный критик, кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Театр»

За десять лет, что существует обновлённая версия журнала «Театр» — старейшего российского журнала о сцене, на его страницах были затронуты едва ли не все важнейшие аспекты и проблемы перформативных искусств. Выходили тематические номера о современной опере, о contemporary dance, о новых пространствах нового театра, o феномене перформанса, о разных формах социального театра, о театре и новых технологиях, о театре и религии, о театре и феминизме. Всё это так или иначе найдёт отражение в цикле лекций.

Лекторы курса — это всегда авторы журнала и одновременно известные учёные, отнюдь не только театроведы. Порой они пытаются заглянуть в пространство театра со стороны арт-критики, социологии или даже религиоведения. В ходе лекций слушатели смогут представить себе современный театр не как огромный регулярный парк, а скорее как сад расходящихся тропок. Как пространство, в которое (и из которого) ведёт сразу много путей.