9 августа, 19:30
Традиционно наука тяготела к фундаментальному и многостороннему описанию действительности, философия — к познанию мира в целом, а искусство изобретало большие формы (например, классический роман). Во второй половине XX века — после поражения фашизма и разочарования в советском проекте — стали говорить о закате «больших нарративов». Одновременно наука разделилась на мелкие дисциплины, философия растворилась в теории и studies, а искусство распалось на отдельные гетерогенные индивидуальные практики, как казалось, не поддающиеся обобщению. Но в то же время мы могли наблюдать и противоположную тенденцию — создание междисциплинарного синтеза, поиски универсалий, системных описаний и всеобъемлющих повествований. В
Сегодня в искусстве, вероятно, происходит возвращение больших нарративов — распространение метарефлексивных практик, склонных вести повествование за другие инстанции и персоналии. Например, имитировать речь историков искусства, брать на себя кураторскую функцию, выстраивать философские системы и оперировать наукообразным дискурсом. Художники конструируют личную мифологию, фиктивную историю, квазимузеологические штудии и т. д.
В своей лекции Андрей Шенталь поделится наблюдениями за возвращением больших нарративов в искусство, попытается объяснить возможные причины их распространения и предложит критику подобных практик на примере работ нескольких российских художников.
Андрей Шенталь — художник, критик, куратор. Окончил факультет журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова по специальности «литературно-художественная критика» и магистратуру Центра исследований современной европейской философии (CRMEP) в Кингстонском университете (Лондон). В
Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+
Современное искусство: актуальные подходы
Лекторий Музея современного искусства «Гараж»
Куратор: Екатерина Лазарева, кандидат искусствоведения, куратор Музея современного искусства «Гараж»
Третий совместный цикл лекций Музея «Гараж» и Новой Голландии объединяет художников, кураторов, критиков и учёных, рассуждающих о том, что представляет собой искусство XXI века, как меняется это понятие с течением временем, какие форматы, концептуальные подходы и методологии работают сегодня.
Со времени возникновения современного искусства прошло более полувека. Сегодня логика рассказа о нём всё чаще отказывается от присущей модернизму линейности, объясняющей многообразие явлений последовательной сменой художественных течений. Эклектичную картину современного искусства в «центральных точках» дополняет полифония различий на периферии, призывающая вместо истории, написанной на Западе, горизонтальную историю искусства. Многообразие интеллектуальных источников и критических подходов позволяет обращаться к любым актуальным повесткам и различным исследовательским оптикам.
Научная фантастика и спекулятивная география, большие нарративы и медленный активизм, изнанка психоанализа и нечеловеческие агенты — эти и другие интеллектуальные и художественные горизонты будут представлены в новом цикле образовательной программы «Открытый лекторий» на острове Новая Голландия.