
25, 26 и 29 мая, 2 июня, «Сообщество»
В рамках Санкт-Петербургского международного фестиваля новой музыки reMusik.org в «Сообществе» пройдёт серия дискуссий, посвящённых новой музыке. К участию в круглых столах под руководством композитора Светланы Лавровой приглашены деятели культуры, композиторы, музыкальные критики и все заинтересованные слушатели.
Встречи проходят в пространстве «Сообщество». Вход в «Сообщество» бесплатный при условии предварительной регистрации на круглые столы. Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь отдельно на каждую встречу.
25 мая, 16:00
Круглый стол «Новая музыка и литературный язык»
Как связаны вербальный язык и звуки, на каком уровне возможен взаимообмен звучащей речи и музыкального материала? Как современный композитор трактует поэтический текст и как работает со словом? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответы в ходе дискуссии.
26 мая, 16:00
Круглый стол «Новая музыка и искусственный интеллект: композитор vs машина»
Стремительно развивающиеся технологии ставят перед художниками новые задачи. Сегодня одной из серьёзных проблем становится имитация искусства через подражание различным авторскими стилистикам со стороны искусственного интеллекта. Современный технодетерминированный концептуализм актуализирует новый этап концептуализма 1960-70-х годов в соответствии с развитием новых технологий. Эстетическая провокация, как один из основополагающих методов концептуализма в целом, и технодетерминированного концептуализма в частности, всё также вымывает содержание из формы, предлагая заполнить «пустую рамку» новыми смыслами, кардинально меняя контекст. Экспроприация и присвоение уже существующего в художественном поле, теперь доступно не только художнику, но и машине, которая пока что еще находится в подчинённой позиции, но восстание машины против художника еще впереди.
29 мая, 16:00
Круглый стол «Фестивали новой музыки от Дармштадских курсов до reMusik.org: музыка и социум»
Общеизвестно, что идеи послевоенного авангарда формировались в рамках творческих лабораторий Дармштадских курсов новой музыки. С начала своего существования в 1946 году эта институция формировала основные творческие векторы композиторов ХХ века. Здесь артикулировались основные идеи и творческие принципы, технические постулаты современного композиторского творчества, сыгравшие ведущую роль в развитии музыкального авангарда. С этого момента появлялось множество иных ассоциаций, семинаров, фестивалей, представлявших различные направления в новой музыке. Каков сегодня композиторский социум и какова роль этих структур в формировании новых направлений и развитии оригинальных идей? Эта тема будет в центре дискуссии, в которой принимают участие как композиторы, так и музыковеды, интересующиеся новой музыкой.
2 июня, 16:00
Круглый стол «Конец времени больших композиторских техник»
Что важнее в композиторском творчестве: техническое совершенство, отточенность каждой детали, ясность выражения идей, или способность музыки глубоко затронуть человеческие эмоции? Безусловно, все компоненты творчества в равной степени значимы. Однако то, что долгое время находилось в фокусе внимания, как слушательского, так и исследовательского, — умение создавать сложные пропорции компонентов и формировать структуры, необходимость исполнителя переключаться подобно компьютеру на различные уровни организации, работа на пределе возможного — все эти составляющие понятия виртуозной композиторской техники сегодня уходят на второй план. Отчасти, это происходит по причине развития искусственного интеллекта, при помощи которого можно генерировать структуры и создавать композиции.
14+
С 23 мая по 7 июня 2025 года состоится ежегодный крупнейший форум современной музыки в России — XII Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки, который проводит Санкт-Петербургский центр современной академической музыки reMusik.org под руководством композитора Мехди Хоссейни. Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской федерации, Правительства Санкт-Петербурга и Президентского фонда культурных инициатив.
Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки — это уникальное событие в музыкальной культуре России, аналогов которому нет. Он охватывает различные направления современной академической музыки: экспериментальная, электроакустическая, электронная музыка, мультимедийные проекты, свободная импровизация и другие. Формат представления музыки не ограничен традиционными академическими концертами, предполагает перформансы и экспериментальные выступления.
В рамках фестиваля традиционно состоятся мировые и российские премьеры сочинений, созданных композиторами в XXI веке.