Санкт-Петербургский книжный фестиваль «Ревизия»

23.09.2022 - 25.09.2022
12:00–21:00 Дом 12

Revision22_900x300.jpg

С 23 по 25 сентября в пространстве «Сообщество» на острове Новая Голландия пройдёт третий Санкт-Петербургский книжный фестиваль «Ревизия». Темой фестиваля в 2022 году станет «Солидарность, взаимопомощь, благотворительность».

Программа третьего фестиваля «Ревизия» ориентирована на поддержку независимых книжных магазинов и издательств. Она сформирована в cooтвeтcтвии c coциaльнoй функцией книжных магазинов и издательств, нe тoлькo выпycкaющиx и пpoдaющиx книги, нo и создающих культурную повестку и ceти единомышленников (мaгaзины «Bce cвoбoдны», «Пopядoк cлoв», издательства Ad Marginem, No Kidding Press, Яромира Хладика и другие). Специально к фестивалю будет издана карта независимых и исторических книжных магазинов Санкт-Петербурга, которая поможет лучше познакомиться с книготорговым ландшафтом города и сохранить адреса для истории.

Участники книжной ярмарки «Ревизии»: «Все свободны», «Реноме», «[Транслит]», «Мост» (издательство «Арка»), издательство Ивана Лимбаха, «Клаудберри», Ad Marginem, No Kidding Press, «Дело», Институт Гайдара, издательский дом ВШЭ, журнал «Логос», «Лайвбук», издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, «Медленные книги», «Гудвин», «Подписные издания», «Гнозис», «Акмэ», «Манн, Иванов и Фербер», «Порядок слов», «Сеанс», «Жёлтый двор», «Коло», Санкт-Петербургский Дом книги, «Свои книги», «Буксмарт» («Артклассика»), «Барбарис», Государственный музей истории Петербурга, издательство Яромира Хладика, «Крига», «Лимбус-пресс», «Детское время», «Есть смысл», «Даль», Libra, V—A—C Press, «Поляндрия», NoAge, магазин «Маяк», «Самокат»

Вход в «Сообщество» — 150 рублей, для пенсионеров, гостей с инвалидностью и членов многодетных семей — бесплатно. Оплата при входе. Регистрация на лекции не требуется, количество мест ограничено, просим вас приходить заранее.

18+


ЛЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

23 сентября

12:30

Татьяна Ерова. Презентация книги «Архитектурная азбука Петербурга. От акротерия до яблока. История города в 100 элементах» (Санкт-Петербургский Дом книги)

В книге «Архитектурная азбука Петербурга» Татьяна Ерова собрала свои лучшие фотографии города и рассказала, как детали Петербургских зданий образуют архитектурную азбуку города. Петербург часто называют «музеем под открытым небом». Автор предлагает подойти к такому определению буквально и пройтись с экскурсией по историческому центру и присмотреться к деталям. Дома, так непохожие друг на друга, объединяют формы и стили, конструктивные и декоративные элементы. Каждая часть на фасаде здания имеет свое название. Эта книга расскажет вам историю архитектуры на примере сотни фотографий Петербурга.

Татьяна Ерова — петербурженка, инженер-строитель, фотограф


14:30

Мария Швец. «Русский китч: как безвкусица стала нормой» («Манн, Иванов и Фербер»)

Ширпотреб и безвкусица, аляповатые узоры и некачественные материалы — в таких предметах, наводняющих интерьеры квартир и полки магазинов, можно увидеть не только своеобразную красоту, но и глубокий смысл.

На лекции мы узнаем, как кружевные салфетки на телевизоре помогают избежать страха смерти; разберёмся, какое отношение к раю имеют настенные ковры с оленями, и поймём, зачем родственники присылают в семейных чатах мерцающие гифки. Футболки с «Титаником», школьные дневники с «Ранетками», детективы Донцовой и многое другое — всё это мы проанализируем и узнаем, почему всем нам на самом деле нужен китч.

Мария Швец — искусствовед, автор книги «Главное в истории русского искусства» и основательница образовательного проекта «Бермуды»


16:30 ЛЕКЦИЯ ОТМЕНЕНА

Дмитрий Калугин. «Дружить по-русски, или Краткий путеводитель по теории и практике дружеских отношений» (Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге)

Любой человек, отвечая на вопрос: «Что такое дружба?», как правило, ограничивается перечислением вполне банальных вещей вроде того, например, что дружба основана на доверии, единодушии, общих интересах, а друг — это человек, который не бросит в беде, поможет в трудную минуту и которому можно доверить свои тайны. Рассуждая таким образом, современный человек, в действительности, повторяет общие места того, что говорят о дружбе начиная с античности до наших дней. Мы посмотрим глазами филолога на то, как в русской традиции формировался культ дружбы, как на протяжении XVIII–XIX веков складывались представления о «законах дружбы», как друзья ссорились друг с другом и почему дружба в России обладает совершенно особенным статусом.

Дмитрий Калугин — профессор Департамента филологии НИУ ВШЭ СПб, главный редактор научно-популярной серии «Азбука понятий» Издательства Европейского университета


19:00

Дискуссия «Поэзия как практика взаимопомощи»( [Транслит] )

Автономность искусства уже давно подвергнута сомнению. Но что делать в случае, если поэзия оказывается неспособна остановить несущийся поезд истории?

Раз именно великая культура оказалась способом структурирования мобилизационного и цинического сознания, то у политического искусства, как представляется, сейчас иные этические задачи. Антимилитаристская поэзия может попробовать очертить области, не захваченные идеологией, и тем самым учредить радикальную демократию высказывания, становясь практикой само- и взаимопомощи.

О том, насколько поэзия может стать способом структурировать иные формы сочувствия и солидарности во время выстраивания новых тотальностей и империалистических войн, мы и хотим поговорить на данной площадке. Встреча будет иметь характер дискуссионной само- и взаимопомощи – автор_ки прочитают свои тексты, за чем последуют (авто)комментарии, а также вопросы от аудитории. Как когда-то на первых встречах альманаха мы попробуем создать формат, представляющий собой взаимопомощь «рассказчиков и переводчиков».

Выступают: Мария Землянова, Максимилиан Неаполитанский, Рамиль Ниязов-Адылджян, Александр Мануйлов.

Модератор: Павел Арсеньев



24 сентября

12:00

Дмитрий Козлов. «Карта архитектурных стилей Санкт-Петербурга»

История архитектуры Санкт-Петербурга ХХ века еще не написана, хотя дистанция уже позволяет исследователям это сделать. На какие этапы делится эта история? Что может стать объединяющем зодчество столетия фактором, а что поляризует архитектурные концепты и формы. Только ли классика и модернизм непримиримо боролись в ХХ веке или было еще что-то? Автор рассказывает о своем проекте, формат которого на границах экскурсии, исследования и арт проекта. Художественный атлас и каталог, карта маршрута и аудиогид. Город представленный не ансамблем, а культурным слоем. Карты проекта «Какие планы?», которые стали отправной точкой в задании описать историю архитектуры Петербурга ХХ века.

Дмитрий Козлов — сотрудник Издательства Европейского университета, автор книг «„Клином красным бей белых“. Геометрическая символика искусства авангарда»; «Александр Никольский и архитектура стадионов»; «Стадионы Ленинграда. 1920-1950-е годы. История и архитектура». Историк архитектуры, кандидат искусствоведения


14:00

Круглый стол «Независимое книгоиздание сегодня: книги, издательства и магазины в новых обстоятельствах»

Для своего существования и целеполагания независимому книгоизданию всегда требовалось нечто более осязаемое, чем невидимая рука рынка. Существуя внутри рынка и играя по его правилам, подобная книжная культура была и остается сложной экосистемой, требующей взаимоподдержки от всех своих членов: издателей, читателей, книжных и критиков. Какова прагматика и какова этика стратегий, лежащих в основе этой системы? Каковы возможные пути цеховой солидарности? Какова общественная роль независимого книгоиздания сегодня? И можно ли вместе приспособиться ко все стремительнее меняющимся и усложняющимся обстоятельствам?

Модератор: Михаил Иванов, основатель магазина «Подписные издания»

Любовь Беляцкая — создательница карты независимых книжных, соосновательница книжного магазина и издательства «Все свободны»

Лайма Андерсон — шеф-редакторка No Kidding Press

Павел Подкосов — главный редактор и издатель «Альпина нон-фикшн»


16:30

Олег Хархордин. «Друг познается в беде: можно ли построить дружбу или солидарность в политике на базе взаимопомощи?»

Мы все опираемся на друзей в сложных ситуациях жизни. Друзья важны и для самоанализа личности: их оценки наших действий позволяют время от времени нам понять, кто мы есть. Но насколько эти очень распространенные в России черты дружбы — внимательность, благожелательность, взаимопомощь — могут стать основой для построения лучшего общества?

С одной стороны, мы умеем интенсивно дружить лишь с несколькими людьми, а для действенной социальной или политической солидарности нужны более обширные группы людей. С другой стороны, уже Аристотель писал об особых качествах того, что он называл politike philia, политической дружбой, объединявшей в Афинах всех граждан полиса. Опираясь на «Никомахову этику» и на недавние историко-социологические исследования дружбы, выступление попытается обрисовать контраст между интенсивной межличностной психологизированной дружбой и дружбой политической, опирающейся на договора и четко оговоренные инструментальные цели. Возможно, расхожее представление политике как о чем-то преследующем не самые благовидные, если не сказать «грязные» цели, идет от этой нашей тенденции видеть все самое хорошее в отношениях двух-трех-четырех личностей, которые готовы сделать все возможное для близких друзей, но (как это часто получается) за счет игнорирования интересов более широких групп и общества?

Олег Хархордин — профессор факультета политических наук и руководитель исследовательского центра Res Publica Европейского университета в Санкт-Петербурге


19:30

«Книги на стороне добра». Команда издательства «Клаудберри» рассказывает про опыт издания книги «Дом», совместного проекта с благотворительной организацией «Ночлежка»

Два года назад «Клаудберри» и «Ночлежка» собрали на краудфандинговой платформе planeta.ru 850 тысяч рублей, чтобы издать сборник рассказов о доме. При поддержке литературного агентства «Банке, Гумен и Смирнова» в книгу вошло 24 рассказа, написанных очень разными авторами, среди которых Борис Акунин, Евгений Водолазкин, Людмила Улицкая, Линор Горалик, Екатерина Шульман и другие. Все доходы от продажи книги идут в «Ночлежку», которая помогает бездомным — тем самым «Дом» призван помочь людям, у которых его нет. 

На встрече в рамках фестиваля «Ревизия» команда издательства расскажет, как родился проект и как литература может служить благотворительности.

Александр Троицкий — издатель «Клаудберри»

Мария-Анна Гущина — главный редактор «Клаудберри»

Ольга Флоренская — художник, автор иллюстраций к книге «Дом»


25 сентября

12:00

Презентация источников и исследований проектов Academic Hermetic Group (книжный портал «АКМЭ»)

В ходе презентации мы познакомим вас с уникальными проектами Academic Hermetic Group, научными сериями книг: Code Grimoire, «Герметицизм с древности до наших дней», Librarium Aureum, «Измерения опыта», Studium Arcanum и последними новинками этого года. Можно будет пообщаться с руководителями этих направлений, редакторами и переводчиками.

Отдельное внимание мы уделим латинским и арабским источникам и исследованиям по теме астрологии. В частности, будет презентована книга Александра Саплина «Происхождение Зодиака: древнейшая история созвездий», опубликованная в серии «Ариадна» совместно с научной Ассоциацией исследователей эзотеризма и мистицизма.

Перед каждым, кто хоть сколько-нибудь интересовался астрономией, неизбежно встает вопрос: почему большинство созвездий не похожи на предмет или живое существо, в честь которого они названы? Попытки ответить на это вопрос продолжаются уже пять веков. Историк астрономии и астрологии Александр Саплин предложил свое объяснение того, как на небе оказались Рак, Дева, Лев и другие зодиакальные созвездия.

В заключении мы расскажем о новых издательских направлениях и мероприятиях AHG.

Борис Двинянинов— дипломированный религиовед, эзотериолог, закончил аспирантуру РХГА, полноправный член научной «Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма», член МОО «Платоновского философского общества», член РОО «Русского религиоведческого общества», специалист по исследованию герметизма и герметицизма, а также социологии современного эзотеризма, руководитель Academic Hermetic Group, издатель серий научных книг по академическому исследованию западного и восточного эзотеризма, научный и выпускающий редактор.

Александр Саплин— историк астрономии и астрологии, полноправный член научной «Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма» (АИЭМ). Его книга «Астрологический энциклопедический словарь» (1994 г.), под разными названиями, выдержала несколько изданий общим тиражом почти 100 тыс. экземпляров. В 2016 г. в издательстве «Шар» вышел первый том книги Саплина А. Ю. «Небо», посвященной истории небесной картографии, истории созвездий и происхождению названий звезд от каменного века до современности. В 2020 году в издательском проекте «Герметицизм с древности до наших дней» вышла иллюстрированная 780 страничная научная монография «История астрологии: с древнейших времен до наших дней».

Владимир Розов — кандидат филологических наук, Восточный Факультет, Научная лаборатория по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ. Переводчик с арабского и английского. Области научных интересов: Коран, сравнительное изучение эзотерических и мистических практик, арабские рукописи.

Семён Петрухин — магистр религиоведения (эзотериология), аспирант РХГА, секретарь Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма, руководитель семинара «Оптики эзотериологии», руководитель издательского проекта Studium Arcanum.

Артур Ливанский — выпускник РХГА по специальности «История и культура Китая», закончил аспирантуру в СПбГУКИ по специальности «История философии». Исследователь буддийской философии и мистических традиций Тибета. Переводчик с тибетского и английского, научный редактор. Руководитель издательского проекта «Измерения опыта»


14:00

«Книги объединяют». Беседа издательства «Есть смысл» и фонда «Нужна помощь»

Разговор о том, как независимые книжные проекты формируют активные и поддерживающие сообщества и как выстраивают горизонтальные связи между собой и своей аудиторией.

Участники обсудят, как книги могут помочь найти единомышленников, как причастность к сообществу дает опору и спасает в тяжелые времена, какими разнообразными могут быть форматы объединения — от книжного клуба до книжного стендапа.

Модератор: Наташа Никанова, руководительница PR-отдела фонда «Нужна помощь», PR-менеджер издательства «Есть смысл»

Мария Орлова — соорганизатор книжного благотворительного маркета «Фонарь»

Любовь Беляцкая — создательница карты независимых книжных, соосновательница книжного магазина и издательства «Все свободны»

Анна Тыренко — куратор образовательных программ для молодежи, сотрудник Молодежного центра Государственного Эрмитажа, руководитель книжного клуба «Есть одна книга»

Саша Плотникова — соосновательница литературного журнала «Где-то»

Ирина Суслова — заведующая Библиотечным центром «Охта» Библиотеки имени Маяковского

Антон Володин — главный библиотекарь Библиотечного центра «Охта»

Издательство «Есть смысл» специализируется на социально значимой литературе и выпускает книги на важные для общества темы. В портфеле «Есть смысл» — книги о социальной ответственности бизнеса, о важности гендерного равенства для развития экономики, о журналистике, которая меняет судьбы, роман, рассказывающий историю сексуализированного насилия в отношении ребенка, автобиография активистки, изменившей отношение к теме ВИЧ в США, документальная книга о силе медицинского волонтерства, книга о гуманном отношении к животным, книга психолога о домашнем насилии и способах выхода из абьюзивных отношений, серия практикумов по эмоциональной самоподдержке.

Фонд «Нужна помощь» — одна из крупнейших благотворительных организаций в России. Цель фонда — развитие системной благотворительности в России и изменение отношения общества к решению социальных проблем. Фонд создает инфраструктуру для почти 500 благотворительных организаций по всей России: поддерживает финансово, дает знания и технологии. А еще борется со стереотипами, издает свое медиа и запускает мультимедийные проекты, задача которых — менять мировоззрение людей.


16:00

Алексей Масалов и Оли Цве. «Антимилитаризм и эмансипаторные практики в новейшей поэзии и популярной культуре: медиа, сериалы, компьютерные игры» ([Транслит])

Алексей Масалов, литературный критик, преподаватель Лаборатории [Транслит], представит свой семинар «Новейшая поэзия и популярная культура» в рамках лаборатории [Транслит] 2022 года набора. Если семинар прошлой весны «Антимилитаристская поэзия и коллективная травма» исследовал основания поэтических практик во время империалистических конфликтов, то в этом году теоретической ставкой становится отход от элитистской десубъективации масс в пользу рассмотрения взаимосхождений и расхождений новейшей поэзии и популярной культуры, выявляющих эманcипаторное начало в них.

Алексей расскажет о принципах сопоставления, методических ориентирах и логике раскрытия проблематики — взаимодействии поэзии и поп-культуры, начиная с неподцензурного контекста позднесоветской эпохи до нынешних 20-летних автор_ок: как, в частности, в условиях новых медиа формируется эмансипация субъекта, как популярная музыка, сериалы и компьютерные игры попадают в контур не только новейшей философии, но и инновативных поэтических практик.

Более подробно об одном из кейсов расскажет Оли Цве, поэт и медиа-художник, выпускница Лаборатории [Транслит] 2022 года и автор обложки #25 [Транслит]: bol’she net slov. Речь пойдет об иных логиках воображения, взаимодействии с ботами, а также отдельных аспектах гейм-дизайна. Оли прочитает свои поэтические тексты и покажет медиагибриды, в которых оформляется этот особый принцип взаимодействия актуального письма, медиасреды и поп-культуры. Итогом встречи будет диалог со зрителями о значении андеграунда для современного искусства и для отмененных официальным дискурсом акторов популярного искусства


18:00

«Антропология наоборот: о феномене Дэвида Гребера» (Ad Marginem)

Дискуссия, посвященная теоретическому наследию американского антрополога Дэвида Гребера (1961-2020). Работы Дэвида Гребера всегда выходили за рамки академического знания — с позиции исследователя и критика он вырабатывал новые инструменты изучения истории экономики, бюрократических ритуалов, бредовизации работы и истории неравенства. То, каким исследователем был Гребер и какое наследие он оставил после себя, обсудят участники дискуссии.

Этой осенью издательство Ad Marginem перевыпустит ключевые работы Дэвида Гребера, — «Долг: 5000 лет истории», «Утопия правил. О технологии, глупости и тайном обаянии бюрократии», «Бредовая работа» — что будет предварять выход его последней книги, написанной в соавторстве с Дэвидом Уэнгроу, «Заря всего. Новая история человечества».

Участники:

Алексей Сергиенко — аспирант Европейского Университета

Армен Арамян — переводчик книг «Бредовая работа», «Заря всего. Новая история человечества», PhD студент University College London, редактор журнала DOXA

Сергей Стеблёв — редактор русского перевода книги «Заря всего. Новая история человечества», экономист (Автономный Университет Барселоны)

Михаил Федорченко — аспирант Центра практической философии «Стасис»


20:00

Борис Клюшников «Фантастика ненасилия» ([Транслит])

Борис Клюшников, критик и теоретик современного искусства, преподаватель Лаборатории [Транслит], представит свой семинар «Фантастика ненасилия» для нового набора (осени 2022)

В новом сезоне своего ежегодного семинара Борис поднимает вопросы насилия и ненасильственного сопротивления. Большая часть боевой научной фантастики работает с переходом травмы войны и ПТСР в область литературного воображаемого. В китайской, корейской научной фантастике разрабатываются модели войн и международных отношений нового типа. Подобные нарративы могли иметь компенсаторный характер: вернувшиеся с фронта солдаты пытаются создать оправдание собственному участию в войне. Особенно это усиливается после захватнический и экспансивный войн, например, после Вьетнама в американской фантастике или в русскоязычной фантастике после Афганистана. Мы ответим на вопрос, что движет милитаристским воображением и как антивоенное движение, движение за ядерное разоружение и инициативы молодых людей 68-ого года критиковали насилие как модель и способ повествования в фантастической литературе. Как мы видим, эта тема амбивалентна. Так, в текстах Октавии Батлер инопланетные существа похищают людей для перевоспитания, чтобы запретить им воевать и уничтожать планету. Из этого запрета рождается главный и сложнейший вопрос: как мир и война, война и мир вписывается в колониальную, классовую и гендерную проблематику в зависимости от контекста.