Детская площадка «Фрегат» закрыта до наступления тепла. Обращаем внимание, что вход в здание «Бутылка» возможен только в маске. Если у вас нет маски, одноразовую можно купить в Инфоцентре.
открыть меню

Лекторий музея «Гараж»: Борис Клюшников, «Критический потенциал научной фантастики в проектах художников»

26.04.2021
19:30–21:00 Павильон

900x100_garage.jpg

26 апреля, 19:30

Граница между понятиями modern и contemporary проводится не просто хронологически, но и хронополитически. Это означает, что от идеи новоевропейского унифицированного времени мы переходим к производству и соприсутствию множественных темпоральностей, множественных времён, что и входит в понятие «со-временности». Это производство темпоральностей позволяет сказать, что современное искусство и научная фантастика могут быть исследованы как разные грани общего трансдисциплинарного поля. Мы долгое время были в плену разделения знания, утверждающего, что научная фантастика принадлежит целиком изучению литературы, а современное искусство представляет собой часть истории искусства. Сводя вместе теорию современного искусства и теорию научной фантастики, куратор и теоретик Борис Клюшников анализирует важную часть культурных практик последнего времени, которые в статье философа Юсси Парикка получили понятие «контрфутуризмов». К контрфутуризмам можно отнести не только фильмы, музыку, поэзию, но и особый подход к художественному производству, подход к пониманию инфраструктуры искусства. Одной из важных форм контрфутуризмов стал видеоэссеизм. В фильмах и инсталляциях Лариссы Сансур, Софии Аль-Марии, Лоуренса Лека, Джона Акомфры и Otolith Group движущееся изображение, технологическая основа визуальности, поэтическое письмо создают альтернативные воображаемые нарративы, расщепляющие тоталитарную унификацию современного цифрового капитализма, который, по замечанию Майкла Хардта, становится похож на империю в прямом смысле слова (для него аналогией была Римская империя). Монтаж, дизъюнктивное соединение магии и технологии ради освобождения иного образа будущего делает контрфутуризмы не просто «жанром» среди других жанров и направлений, а той подрывной культурной практикой, которая позволяет переописать как понятия научной фантастики, так и мир современного искусства.

Борис Клюшников — куратор и теоретик современного искусства. Преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и Института современного искусства «База» (Москва). Работал в Государственном центре современного искусства (Москва), преподавал на кафедре кино и современного искусства Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Организатор лаборатории художественной критики Центра современного искусства «Винзавод» (Москва).

Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+


Современное искусство: актуальные подходы

Лекторий Музея современного искусства «Гараж»

Куратор: Екатерина Лазарева, кандидат искусствоведения, куратор Музея современного искусства «Гараж»

Третий совместный цикл лекций Музея «Гараж» и Новой Голландии объединяет художников, кураторов, критиков и учёных, рассуждающих о том, что представляет собой искусство XXI века, как меняется это понятие с течением временем, какие форматы, концептуальные подходы и методологии работают сегодня. 

Со времени возникновения современного искусства прошло более полувека. Сегодня логика рассказа о нём всё чаще отказывается от присущей модернизму линейности, объясняющей многообразие явлений последовательной сменой художественных течений. Эклектичную картину современного искусства в «центральных точках» дополняет полифония различий на периферии, призывающая вместо истории, написанной на Западе, горизонтальную историю искусства. Многообразие интеллектуальных источников и критических подходов позволяет обращаться к любым актуальным повесткам и различным исследовательским оптикам.

Научная фантастика и спекулятивная география, большие нарративы и медленный активизм, изнанка психоанализа и нечеловеческие агенты — эти и другие интеллектуальные и художественные горизонты будут представлены в новом цикле образовательной программы «Открытый лекторий» на острове Новая Голландия.

 
Наш сайт использует файлы cookie. Политика конфиденциальности.