Лекторий журнала «Театр»: Валерий Золотухин, «От фонографа до магнитофона: как записывались легендарные спектакли российского театра и что от них сохранилось»

08.04.2021
19:30–21:00 Павильон

900x100_theatre.jpg

8 апреля, 19:30

Лекция посвящена истории архивации спектаклей с помощью звукозаписи. Один из самых ранних эпизодов архивации относится к концу XIX века, когда предприниматель и музыкант-любитель Юлий Блок записал на фонограф двух премьеров Малого театра — Александра Южина и Александра Ленского. Несколько десятилетий спустя, в середине 1930-х, в Государственном театре им. Вс. Мейерхольда Леонид Варпаховский развернул опыты по составлению партитур спектаклей и звукозаписи отдельных сцен в студии. Они позволяют понять, что способы архивации театра зависели не только от технических возможностей своего времени и свидетельствовали не только о самих спектаклях, но и о том, как смотрели, слушали и понимали спектакли их современники. Эта «зрительская перспектива» — ключевая особенность магнитофонных звукозаписей спектаклей Театра на Таганке, которые были сделаны прямо из зрительного зала поклонниками спектаклей Юрия Любимова, — яркий и по-своему уникальный пример архива, созданного самими зрителями.

Лекция сопровождается демонстрацией редких архивных материалов.

Валерий Золотухин — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС (Москва), редактор журнала «Театр», автор многочисленных работ по истории театра.

Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+


Лекторий журнала «Театр»

Куратор: Марина Давыдова, театровед и театральный критик, кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Театр»

За десять лет, что существует обновлённая версия журнала «Театр» — старейшего российского журнала о сцене, на его страницах были затронуты едва ли не все важнейшие аспекты и проблемы перформативных искусств. Выходили тематические номера о современной опере, о contemporary dance, о новых пространствах нового театра, o феномене перформанса, о разных формах социального театра, о театре и новых технологиях, о театре и религии, о театре и феминизме. Всё это так или иначе найдёт отражение в цикле лекций.

Лекторы курса — это всегда авторы журнала и одновременно известные учёные, отнюдь не только театроведы. Порой они пытаются заглянуть в пространство театра со стороны арт-критики, социологии или даже религиоведения. В ходе лекций слушатели смогут представить себе современный театр не как огромный регулярный парк, а скорее как сад расходящихся тропок. Как пространство, в которое (и из которого) ведёт сразу много путей.