открыть меню

Лекция Романа Осминкина «Что такое перформативность? От теории речевых актов до теории гендерного перформанса и перформативности материи»

25.04.2019
19:30–21:00 Павильон


25 апреля, 19:30

В 1962 году английский философ Джон Остин публикует работу «Как совершать действия с помощью слов». Речевой акт становится перформативом и приравнивается к поступку, меняющему реальность. Почти сразу же драматург Ричард Шехнер изобретает постдисциплину Performance Studies, антрополог Виктор Тернер расширяет перформативность на всё поле телесных практик, а социолог Ирвинг Гофман осмысляет общество как обмен перформансами.

Дальше — больше: перформативность проникает во все поля науки, искусства и политики: возникают влиятельные концепции со стороны театра (Эрика Фишер-Лихте) и гендерной теории (Джудит Батлер). Сегодня трудно найти хоть одну научную дисциплину, вид искусства или политическую категорию, не затронутые перформативным поворотом. Выйдя из русла речевого акта, перформативность распространилась за пределы человеческой субъективности на артефакты (вещи и неодушевлённую материю) и экофакты (растения, насекомых, животных), которые, как оказалось, тоже способны действовать.

Лектор попробует разобраться во всём этом спектре перформативностей: чем отличается перформативный акт от эстетического перформанса, как уживаются (на самом деле нет) вместе такие свойства перформативности, как автореферентность, воздействие, присутствие, процессуальность и событийность. И почему перформативность, ставшая синонимом действия в политике, бездействует в современном искусстве.

Роман Осминкин — поэт, перформер, арт-теоретик. Окончил Российский институт истории искусств. Сооснователь перформанс-кооператива «Техно-Поэзия», участник «Лаборатории поэтического акционизма». Автор многочисленных статей по истории и теории искусства перформанса: публикации в изданиях ART1, Aroundart, Colta, «К.Р.А.П.И.В.А.», «Транслит», syg.ma и др. Преподаёт в Школе вовлечённого искусства «Что делать» (курс «Коллективный перформанс») и др. институциях. Член Союза писателей Санкт-Петербурга с 2007 года.

Вход свободный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+


Лекторий по теориям и практикам перформанса

Кураторы: Марина Исраилова, независимая исследовательница, куратор; Анна Козонина, исследовательница, критик современного танца

Академические исследования перформанса — область знания, ускользающая от чётких рамок и определений, в первую очередь потому, что само понятие «перформанс» существует в разных дисциплинах и понимается ими по-разному. Сегодня её кроссдисциплинарные связи тянутся от театроведения и истории танца до этнографии и антропологии, от лингвистики и философии до физики, от социологии и политологии до гендерных исследований.

Центром внимания в этом курсе лекций станет перформанс как вид искусства, рассматриваемый в широком контексте. Кроме теории, в курсе будут представлены и практики: задокументированные и живые перформансы, художественные интервенции и ситуации, вскрывающие перформативный характер обыденных действий.

 
Наш сайт использует файлы cookie. Политика конфиденциальности.