открыть меню

Показы 16-го Международного фестиваля научно-популярного кино «Мир знаний»

02.12.2021 - 05.12.2021

900.jpg

2–5 декабря

Впервые в Новой Голландии пройдут показы международного фестиваля «Мир знаний», одного из старейших в России и единственного в Санкт-Петербурге фестиваля научно-популярного и образовательного кино. «Мир знаний» сегодня — это масштабный междисциплинарный проект на стыке науки и искусства, который исследует возможности перевода научного знания на язык кино и ищет точки пересечения художественных и исследовательских практик.

В Новой Голландии будут показаны программы «Галлюцинация искусственной жизни» куратора Карины Караевой и специальная программа «Потерянные в космосе: забытые фильмы с последнего рубежа» американского историка и исследователя кино Дэна Стрейбла. Показы представят кураторы, а после сеансов пройдут Q&A с авторами фильмов.

Посещение кинопоказов возможно только при наличии QR-кода и паспорта. Вход бесплатный, по предварительной регистрации. Фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.


2 декабря, 19:30, Павильон

«Галлюцинация искусственной жизни». Сеанс № 1

Действия природы, изменения окружающего ландшафта и другие трансформации постгуманистического мира все чаще сигнализируют нам о невозможности сообщения между природой и человеком, о его вытеснении природой — и провоцируют в человеке страх перед изменениями собственного тела и человеческого взгляда. Фильмы программы являются отражением темы «нового человека» и его возможностей, или сверхвозможностей, а также определенного разочарования — в историческом, антропологическом, исследовательском смысле.

Куратор программы — Карина Караева.


Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни. 18+


«Пейот»

Это полудокументальная-полуигровая картина о паре французов, Агате и Мехди, отправляющихся в Мексику, чтобы понять ее обычаи и культуру. Но своим присутствием и неуклюжими действиями они нарушают равновесие, в котором живут местные жители. Два мира встречаются, не понимая друг друга. Это непонимание переходит в насилие.

Кларис Хан, Франция, 2018, 46 мин.


«Заметки о кабанах»

Фильм-эссе, в котором собраны исследования, эксперименты и следы вымысла, относящиеся к будущему фильму Эльзы Брес,посвященному вопросу возможных союзов между дикими кабанами и людьми, который она снимает во регионе Севенны во Франции.

Эльза Брес, Франция, 2021, 17 мин.


«Спектральный взгляд»

Путешествие во времени и поиск потерянного друга. Виктория Версо и Мерил встретились, когда им предстояла операция по изменению пола в Таиланде. Через три года после операции Мерил покончила жизнь самоубийством. Несколько лет спустя Виктория возвращается в город, где они встретились, надеясь, что сможет запечатлеть свои воспоминания о Мерил. Подавленные воспоминания возвращаются как призраки в растворенном состоянии между жизнью и смертью.

Виктория Версо, Швеция, 2021, 20 мин.


«Приближение призрака»

Ментальное и физическое путешествие от мальчика к женщине. Виктория Версо возвращается в отель в Таиланде, где в 2012 году ей была сделана операция по смене пола. Она вспоминает свою подругу Мерил и размышляет о пустоте, которую создала ее потерянная жизнь. Тихий отель, болото, окружающее город, упаковки использованных гормональных таблеток, косметика — все изображено в состоянии между жизнью и смертью. Здесь память соседствует с забвением, мечтами и разочарованиями.

Виктория Версо, Швеция, 2021, 20 мин.


«Тело во все глаза»

«Тело во все глаза» — это реквием по небу, в котором архаичные мифы о полетах во времени и пространстве сталкиваются с технологическим миром. Небеса, которые когда-то принадлежали только богам и их посланникам — птицам, теперь заняты летающими машинами и спутниковым наблюдением.

Саара Экстрём, Финляндия, 2018, 15 мин.

После показа состоится Q&A с режиссёрами Клариссой Хан, Эльзой Брес, Викторией Версо, Саарой Экстрём.


3 декабря, 19:30, Павильон

«Галлюцинация искусственной жизни». Сеанс № 2

Действия природы, изменения окружающего ландшафта и другие трансформации постгуманистического мира все чаще сигнализируют нам о невозможности сообщения между природой и человеком, о его вытеснении природой — и провоцируют в человеке страх перед изменениями собственного тела и человеческого взгляда. Фильмы программы являются отражением темы «нового человека» и его возможностей, или сверхвозможностей, а также определенного разочарования — в историческом, антропологическом, исследовательском смысле.

Куратор программы — Карина Караева.

Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни. 18+


«Вода без воды»

«На краю безмолвных руин эта страна отпечаталась на мне, как ожог». После ожога горячей водой обоих бедер и прикованности к постели в течение нескольких месяцев, Николя Герберг в «Воде без воды» рисует двухмесячное пешее путешествие через Альпы и Карпаты в поисках источников воды, чтобы исцелиться от травмы.

Николя Гербер, Франция, 2021, 40 мин.


«Инспектор Скорбь»

Фильм «Инспектор Скорбь» — один из кусочков головоломки интерактивной выставки Негин Мосс. Эфемерный воображаемый фильм, детективная история, запутанная в симуляциях на квантовом уровне. Зритель вовлекается в это запутанное повествование в будущем и настоящем через психотический срыв манипуляций преступного сообщества.

Негин Мосс, США, 2016, 6 мин.


«Сознательная фантастика»

Фильм представляет собой художественное исследование психологических последствий, которые бы настигли общество, в котором виртуальная реальность была бы имплантирована в наши тела (гиперсвязанное общество, которое не требовало бы использования зрения и слуха). Своеобразная расширенная семья живет в роскошной квартире, разговаривая с закрытыми глазами о непонятных банальностях, и только собака может видеть из окна, как толпа пытается пересечь зону безопасности и полицейский контроль, окружающий здание.

Дионис Эскорса, Испания, Германия , 2014, 15 мин.


«Возвращение в Адриапорт»

Между Чехословакией и Адриатическим морем был прорыт тоннель. Его открыл президент Густав Гусак. Из вынутого материала был построен остров. У чехов, проводивших там отпуск в 1980 году, остались незабываемые воспоминания о нем. «Возвращение в Адриапорт» — это кинематографический коллаж, основанный на реальных фактах: работе инженера Карела Жлабека. Псевдодокументальный фильм Аделы Бабановой заставляет нас задаться вопросом: «А что же произошло на самом деле?»

Адела Бабанова, Чехия, 2018, 38 мин.

После показа состоится Q&A с режиссёрами Николя Гербер, Негин Мосс, Дионисом Эскорса, Аделой Бабановой.


4 декабря, 16:00, Павильон

«Галлюцинация искусственной жизни». Сеанс № 3

Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни. 18+

Действия природы, изменения окружающего ландшафта и другие трансформации постгуманистического мира все чаще сигнализируют нам о невозможности сообщения между природой и человеком, о его вытеснении природой — и провоцируют в человеке страх перед изменениями собственного тела и человеческого взгляда. Фильмы программы являются отражением темы «нового человека» и его возможностей, или сверхвозможностей, а также определенного разочарования — в историческом, антропологическом, исследовательском смысле.

Куратор программы — Карина Караева.



«Пейзаж сопротивления»


Соня была одной из первых женщин-партизанок в Сербии и помогала возглавлять сопротивление в Освенциме. Когда мы впервые встречаемся с ней в «Пейзажах сопротивления», она — приветливая пожилая женщина с игривой кошкой на коленях. Это начало необыкновенного путешествия через ее воспоминания о революционных книгах студенческих времен, о ее свадьбе с коммунистом, о сопротивлении немецким оккупантам, о ее пытках после пленения вплоть до побега из концлагеря.

Марта Попивода, Сербия, 2021, 95 мин.


5 декабря, 16:00, Павильон

«Потерянные в космосе: забытые фильмы с последнего рубежа»

Программа родилась из одноименного кураторского проекта. Потерянные фильмы, «фильмы-сироты» — это кинокартины, от которых отказались их правообладатели, а также фильмы, не снискавшие успеха на медиарынке. Миллионы фильмов-сирот, которые нужно сберечь, — самодельные, любительские фильмы, кадры, оставшиеся невостребованными при монтаже кинохроники, производственные и образовательные ленты, студенческие работы, авангардное кино, научные фильмы, и многие другие — затрагивают множество тем. Космос — всего лишь одна из них, однако к этой категории относится немало фильмов. Только представьте, сколько часов отсняли космические агентства разных стран, астрономы или создатели научно-фантастических фильмов.

Куратор программы — Дэн Стрейбл.

Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни. 18+


«Транзит Венеры»

Французский астроном и бразильский инженер изобрели фотоаппарат-револьвер и, отправившись в Японию, сделали серию фотографий прохождения планеты по диску Солнца.

Жюль Жансен и Франсишку Антонио де Алмейда, Франция, 1874, 5 сек.


«Транзит Венеры»

Американский астроном сделал 147 фотопластинок с изображением транзита Венеры из обсерватории в Калифорнии. Уильям Шихан и Энтони Миш нашли их в 2003 году и превратили в анимационный фильм.

Дэвид Пек Тодд, США, 1882, 15 сек.


«Комета»

Это удивительное произведение было создано на студии Эдисона по заказу нью-йоркского шоу «Безумства Зигфелда» (1910) и предназначено для показа в ходе представления. В фильме можно увидеть головы звезд шоу Анны Хелд и Гарри Ватсона — они высовываются из куска ткани, изображающего комету. Появление в небе кометы Галлея было одной из главных новостей за несколько дней до премьеры шоу. Пока на экране демонстрировался фильм, артисты исполняли специально написанную по этому случаю песню «Комета и Земля».

Студия Эдисона, США, 1910, 2 мин.


«Метеориты»

В этом учебном фильме, снятом в 1947 году на киностудии «Леннаучфильм», воплотилось мастерство режиссера, сценариста, оператора и специалиста по спецэффектам Павла Владимировича Клушанцева (1910–1999). Историк кино Сергей Каптерев, написавший статью про «Метеориты» для буклета DVD «Сироты в космосе», превозносит элегантность и недооцененные особенности этого фильма, «редкие для советского научно-популярного кино и практически уникальные» для эпохи позднего сталинизма.

Павел Клушанцев, СССР, 1947, 10 мин.


«За пределами Луны»

С помощью 16-миллиметровой камеры Kodachrome кинолюбитель Роберт Эрл Барнс (1931–2009) снял фильм о запуске ракеты на Марс, используя в качестве реквизита миниатюры, модельные комплекты и столовые сервизы. Его немой фильм будет представлен в сопровождении аудиокомментария историка Меган Прелингер и саундтрека, написанного специально для него Агатой Касшпик и Рафаэлем Лепупом в 2011 году.

Роберт Эрл Барнс, США, ок. 1961, 11 мин.


«Проект „Аполлон“»

Прежде чем обратиться к авангардному кино, которому он посвятил тридцать лет жизни, Эд Эмшвиллер (1925–1990) иллюстрировал научную фантастику в журналах. «Проект „Аполлон“» — виртуозно сделанный, по-своему революционный документальный фильм, который он создал по заказу Информационного агентства США. Из массы пропагандистских фильмов «Проект „Аполлон“» выделяется минималистичным модернистским саундтреком и высочайшей технической достоверностью. Вскоре после премьеры невозможно было не отметить стилистическое сходство этой картины с фильмом «2001 год: Космическая одиссея», вышедшем в том же 1968 году.

Эд Эмшвиллер, США, 1968, 30 мин.


«Обозревая небо»

Экспериментальный фильм Джинн Лиотта «Обозревая небо» смонтирован из кадров ночного неба, которые она снимала на 16-миллиметровую кинокамеру из разных точек планеты на протяжении семи лет. Медитативный видеоряд сопровождается музыкой Пегги Авиш, созданной с использованием сверхдлинных радиоволн — единственного явления, которое позволяет нам «услышать» магнитосферу Земли. Критики называют «Обозревая небо» одним из лучших экспериментальных фильмов первого десятилетия XXI века.

Джинн Лиотта, США, 2007, 19 мин.


После показа состоится Q&A с Джинн Лиотта.


wok_logos.jpg

 

Согласно постановлению Правительства Петербурга, со 2 января для входа в кафе и магазины требуется QR-код, подтверждающий вакцинацию от COVID-19 или перенесённое заболевание, и паспорт.

QR-код для входа в парк, на каток и в общественные пространства здания «Бутылка» не требуется. Просим вас носить маску, соблюдать безопасную дистанцию и оставаться дома при любых признаках болезни.


Наш сайт использует файлы cookie. Политика конфиденциальности.