2–5 декабря
Впервые в Новой Голландии пройдут показы международного фестиваля «Мир знаний», одного из старейших в России и единственного в Санкт-Петербурге фестиваля научно-популярного и образовательного кино. «Мир знаний» сегодня — это масштабный междисциплинарный проект на стыке науки и искусства, который исследует возможности перевода научного знания на язык кино и ищет точки пересечения художественных и исследовательских практик.
В Новой Голландии будут показаны программы «Галлюцинация искусственной жизни» куратора Карины Караевой и специальная программа «Потерянные в космосе: забытые фильмы с последнего рубежа» американского историка и исследователя кино Дэна Стрейбла. Показы представят кураторы, а после сеансов пройдут Q&A с авторами фильмов.
Посещение кинопоказов возможно только при наличии QR-кода и паспорта. Вход бесплатный, по предварительной регистрации. Фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
2 декабря, 19:30, Павильон
«Галлюцинация искусственной жизни». Сеанс № 1
Действия природы, изменения окружающего ландшафта и другие трансформации постгуманистического мира все чаще сигнализируют нам о невозможности сообщения между природой и человеком, о его вытеснении природой — и провоцируют в человеке страх перед изменениями собственного тела и человеческого взгляда. Фильмы программы являются отражением темы «нового человека» и его возможностей, или сверхвозможностей, а также определенного разочарования — в историческом, антропологическом, исследовательском смысле.
Куратор программы — Карина Караева.
Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни. 18+
«Пейот»
Это полудокументальная-полуигровая картина о паре французов, Агате и Мехди, отправляющихся в Мексику, чтобы понять ее обычаи и культуру. Но своим присутствием и неуклюжими действиями они нарушают равновесие, в котором живут местные жители. Два мира встречаются, не понимая друг друга. Это непонимание переходит в насилие.
Кларис Хан, Франция, 2018, 46 мин.
«Заметки о кабанах»
Фильм-эссе, в котором собраны исследования, эксперименты и следы вымысла, относящиеся к будущему фильму Эльзы Брес,посвященному вопросу возможных союзов между дикими кабанами и людьми, который она снимает во регионе Севенны во Франции.
Эльза Брес, Франция, 2021, 17 мин.
«Спектральный взгляд»
Путешествие во времени и поиск потерянного друга. Виктория Версо и Мерил встретились, когда им предстояла операция по изменению пола в Таиланде. Через три года после операции Мерил покончила жизнь самоубийством. Несколько лет спустя Виктория возвращается в город, где они встретились, надеясь, что сможет запечатлеть свои воспоминания о Мерил. Подавленные воспоминания возвращаются как призраки в растворенном состоянии между жизнью и смертью.
Виктория Версо, Швеция, 2021, 20 мин.
«Приближение призрака»
Ментальное и физическое путешествие от мальчика к женщине. Виктория Версо возвращается в отель в Таиланде, где в 2012 году ей была сделана операция по смене пола. Она вспоминает свою подругу Мерил и размышляет о пустоте, которую создала ее потерянная жизнь. Тихий отель, болото, окружающее город, упаковки использованных гормональных таблеток, косметика — все изображено в состоянии между жизнью и смертью. Здесь память соседствует с забвением, мечтами и разочарованиями.
Виктория Версо, Швеция, 2021, 20 мин.
«Тело во все глаза»
«Тело во все глаза» — это реквием по небу, в котором архаичные мифы о полетах во времени и пространстве сталкиваются с технологическим миром. Небеса, которые когда-то принадлежали только богам и их посланникам — птицам, теперь заняты летающими машинами и спутниковым наблюдением.
Саара Экстрём, Финляндия, 2018, 15 мин.
После показа состоится Q&A с режиссёрами Клариссой Хан, Эльзой Брес, Викторией Версо, Саарой Экстрём.
3 декабря, 19:30, Павильон
«Галлюцинация искусственной жизни». Сеанс № 2
Действия природы, изменения окружающего ландшафта и другие трансформации постгуманистического мира все чаще сигнализируют нам о невозможности сообщения между природой и человеком, о его вытеснении природой — и провоцируют в человеке страх перед изменениями собственного тела и человеческого взгляда. Фильмы программы являются отражением темы «нового человека» и его возможностей, или сверхвозможностей, а также определенного разочарования — в историческом, антропологическом, исследовательском смысле.
Куратор программы — Карина Караева.
Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни. 18+
«Вода без воды»
«На краю безмолвных руин эта страна отпечаталась на мне, как ожог». После ожога горячей водой обоих бедер и прикованности к постели в течение нескольких месяцев, Николя Герберг в «Воде без воды» рисует двухмесячное пешее путешествие через Альпы и Карпаты в поисках источников воды, чтобы исцелиться от травмы.
Николя Гербер, Франция, 2021, 40 мин.
«Инспектор Скорбь»
Фильм «Инспектор Скорбь» — один из кусочков головоломки интерактивной выставки Негин Мосс. Эфемерный воображаемый фильм, детективная история, запутанная в симуляциях на квантовом уровне. Зритель вовлекается в это запутанное повествование в будущем и настоящем через психотический срыв манипуляций преступного сообщества.
Негин Мосс, США, 2016, 6 мин.
«Сознательная фантастика»
Фильм представляет собой художественное исследование психологических последствий, которые бы настигли общество, в котором виртуальная реальность была бы имплантирована в наши тела (гиперсвязанное общество, которое не требовало бы использования зрения и слуха). Своеобразная расширенная семья живет в роскошной квартире, разговаривая с закрытыми глазами о непонятных банальностях, и только собака может видеть из окна, как толпа пытается пересечь зону безопасности и полицейский контроль, окружающий здание.
Дионис Эскорса, Испания, Германия , 2014, 15 мин.
«Возвращение в Адриапорт»
Между Чехословакией и Адриатическим морем был прорыт тоннель. Его открыл президент Густав Гусак. Из вынутого материала был построен остров. У чехов, проводивших там отпуск в 1980 году, остались незабываемые воспоминания о нем. «Возвращение в Адриапорт» — это кинематографический коллаж, основанный на реальных фактах: работе инженера Карела Жлабека. Псевдодокументальный фильм Аделы Бабановой заставляет нас задаться вопросом: «А что же произошло на самом деле?»
Адела Бабанова, Чехия, 2018, 38 мин.
После показа состоится Q&A с режиссёрами Николя Гербер, Негин Мосс, Дионисом Эскорса, Аделой Бабановой.
4 декабря, 16:00, Павильон
«Галлюцинация искусственной жизни». Сеанс № 3
Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни. 18+
Действия природы, изменения окружающего ландшафта и другие трансформации постгуманистического мира все чаще сигнализируют нам о невозможности сообщения между природой и человеком, о его вытеснении природой — и провоцируют в человеке страх перед изменениями собственного тела и человеческого взгляда. Фильмы программы являются отражением темы «нового человека» и его возможностей, или сверхвозможностей, а также определенного разочарования — в историческом, антропологическом, исследовательском смысле.
Куратор программы — Карина Караева.
«Пейзаж сопротивления»
Соня была одной из первых женщин-партизанок в Сербии и помогала возглавлять сопротивление в Освенциме. Когда мы впервые встречаемся с ней в «Пейзажах сопротивления», она — приветливая пожилая женщина с игривой кошкой на коленях. Это начало необыкновенного путешествия через ее воспоминания о революционных книгах студенческих времен, о ее свадьбе с коммунистом, о сопротивлении немецким оккупантам, о ее пытках после пленения вплоть до побега из концлагеря.
Марта Попивода, Сербия, 2021, 95 мин.
5 декабря, 16:00, Павильон
«Потерянные в космосе: забытые фильмы с последнего рубежа»
Программа родилась из одноименного кураторского проекта. Потерянные фильмы, «фильмы-сироты» — это кинокартины, от которых отказались их правообладатели, а также фильмы, не снискавшие успеха на медиарынке. Миллионы фильмов-сирот, которые нужно сберечь, — самодельные, любительские фильмы, кадры, оставшиеся невостребованными при монтаже кинохроники, производственные и образовательные ленты, студенческие работы, авангардное кино, научные фильмы, и многие другие — затрагивают множество тем. Космос — всего лишь одна из них, однако к этой категории относится немало фильмов. Только представьте, сколько часов отсняли космические агентства разных стран, астрономы или создатели научно-фантастических фильмов.
Куратор программы — Дэн Стрейбл.
Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни. 18+
«Транзит Венеры»
Французский астроном и бразильский инженер изобрели фотоаппарат-револьвер и, отправившись в Японию, сделали серию фотографий прохождения планеты по диску Солнца.
Жюль Жансен и Франсишку Антонио де Алмейда, Франция, 1874, 5 сек.
«Транзит Венеры»
Американский астроном сделал 147 фотопластинок с изображением транзита Венеры из обсерватории в Калифорнии. Уильям Шихан и Энтони Миш нашли их в 2003 году и превратили в анимационный фильм.
Дэвид Пек Тодд, США, 1882, 15 сек.
«Комета»
Это удивительное произведение было создано на студии Эдисона по заказу нью-йоркского шоу «Безумства Зигфелда» (1910) и предназначено для показа в ходе представления. В фильме можно увидеть головы звезд шоу Анны Хелд и Гарри Ватсона — они высовываются из куска ткани, изображающего комету. Появление в небе кометы Галлея было одной из главных новостей за несколько дней до премьеры шоу. Пока на экране демонстрировался фильм, артисты исполняли специально написанную по этому случаю песню «Комета и Земля».
Студия Эдисона, США, 1910, 2 мин.
«Метеориты»
В этом учебном фильме, снятом в 1947 году на киностудии «Леннаучфильм», воплотилось мастерство режиссера, сценариста, оператора и специалиста по спецэффектам Павла Владимировича Клушанцева
«За пределами Луны»
С помощью
Роберт Эрл Барнс, США, ок. 1961, 11 мин.
«Проект „Аполлон“»
Прежде чем обратиться к авангардному кино, которому он посвятил тридцать лет жизни, Эд Эмшвиллер
Эд Эмшвиллер, США, 1968, 30 мин.
«Обозревая небо»
Экспериментальный фильм Джинн Лиотта «Обозревая небо» смонтирован из кадров ночного неба, которые она снимала на
Джинн Лиотта, США, 2007, 19 мин.
После показа состоится Q&A с Джинн Лиотта.