15 июня, 19:30
В начале 2021 года в напряжённой эпидемиологической и общественно-политической обстановке коллектив «Что делать» снял на студии «Ленфильм» видео «Шесть кинетических мелодий для потребного будущего», демонстрируемый на выставке «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» в Музее современного искусства «Гараж» (26 марта — 1 августа 2021).
В Открытом лектории «Новой Голландии» пройдёт премьерный показ фильма в Петербурге и обсуждение, в котором примет участие авторский коллектив в составе Дмитрия Виленского, Нины Гастевой, Ольги Егоровой (Цапли) и Николая Олейникова, а также участники и соавторы фильма Настя Денисова, Катя Иванова, Элина Лебедзе, Алексей Сергиенко, Сергей Финогин, Груша Циолковского. В обсуждении также примут участие философы и участники «Что делать» Оксана Тимофеева и Артемий Магун, поэт Александр Скидан, куратор science-art-музея в Институте физиологии имени Павлова в Колтушах Ирина Актуганова и независимый арт-критик, философ Алла Митрофанова.
Новое видео коллектива «Что делать» рассказывает об утопической лаборатории, в которой главные действующие лица и одновременно соавторы фильма выступают учёными и подопытными, ставя на себе эксперименты, призванные выработать новые формы социального поведения для выживания в стремительно меняющемся мире. Действие фильма разворачивается внутри объёмной декорации из картона, которая в реальном пространстве съёмочного павильона имитирует виртуальную коммуникацию в Zoom.
Рычагом воображения нового будущего оказываются рефлексы — базовая форма деятельности нервной системы, сближающая нас со всем органическим миром и отвечающая за «автоматическую» часть жизни человека. В контексте критики рефлексов и постпавловской спекулятивной науки о природе обсуждаются условные рефлексы, возникающие, с одной стороны, как реакция приспособления к меняющимся условиям, с другой — как предвосхищение будущих потребностей организма, предугадывание того, что потребуется через секунду, час или год, воплощение того, как наш мозг конструирует, по выражению психофизиолога Николая Бернштейна, «потребное будущее».
Помочь человечеству в ближайшем будущем должны результаты работы Лаборатории остановки, Лаборатории риска и праздности, Лаборатории антибеспомощности, Трип-лаборатории прибавочного энтузиазма, Лаборатории блуждающего тела и Лаборатории прикладной тошноты. Но на пути их работы оказываются неожиданные препятствия в виде новых законов, регулирующих образовательную и исследовательскую деятельность.
Коллектив «Что делать» основан в 2003 году в Санкт-Петербурге. Сейчас в него входят Дмитрий Виленский, Нина Гастева, Ольга Егорова (Цапля), Артемий Магун, Николай Олейников, Алексей Пензин, Наталья Першина-Якиманская (Глюкля), Александр Скидан, Оксана Тимофеева. Деятельность коллектива включает художественные проекты, общественно политические кампании, семинары и издание одноименной газеты. В 2013 году коллектив основал Школу вовлеченного искусства, в
Среди последних персональных выставок группы: The Urgent Need to Struggle (Институт современного искусства, Лондон, 2010), Perestroika: Twenty Years After,
Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+
Современное искусство: актуальные подходы
Лекторий Музея современного искусства «Гараж»
Куратор: Екатерина Лазарева, кандидат искусствоведения, куратор Музея современного искусства «Гараж»
Третий совместный цикл лекций Музея «Гараж» и Новой Голландии объединяет художников, кураторов, критиков и учёных, рассуждающих о том, что представляет собой искусство XXI века, как меняется это понятие с течением временем, какие форматы, концептуальные подходы и методологии работают сегодня.
Со времени возникновения современного искусства прошло более полувека. Сегодня логика рассказа о нём всё чаще отказывается от присущей модернизму линейности, объясняющей многообразие явлений последовательной сменой художественных течений. Эклектичную картину современного искусства в «центральных точках» дополняет полифония различий на периферии, призывающая вместо истории, написанной на Западе, горизонтальную историю искусства. Многообразие интеллектуальных источников и критических подходов позволяет обращаться к любым актуальным повесткам и различным исследовательским оптикам.
Научная фантастика и спекулятивная география, большие нарративы и медленный активизм, изнанка психоанализа и нечеловеческие агенты — эти и другие интеллектуальные и художественные горизонты будут представлены в новом цикле образовательной программы «Открытый лекторий» на острове Новая Голландия.