Обращаем ваше внимание, что «Летний театр в Бутылке» временно приостанавливает свою работу. Подробности на сайте в разделе «Летний театр». Вход в здание «Бутылка» возможен только в маске. Если у вас нет маски, одноразовую можно купить в Инфоцентре. Подробнее
открыть меню

Лекторий об академической музыке: Надежда Маркарян, «Дирижёр. Зачем он нужен?»

16.06.2021
19:30–21:00 Павильон

900x100_music.jpg

16 июня, 19:30

Каждый человек, учившийся в школе, может прочитать роман: берёшь в руки книгу и входишь в прямой контакт с автором — вместе с ним переживаешь историю, размышляешь над ней, примеряешь на себя.

По масштабу и многоплановости, по длящемуся напряжению симфония напоминает роман, но написанный абстрактным языком звуков. Умением взять в руки партитуру и прочитать симфонию так, как мы читаем роман, обладают единицы, а для подавляющего большинства людей «роман» Пятой симфонии Бетховена или Шестой симфонии Чайковского оживает только в звучании.

В какой мере переводчик, дающий миру возможность познакомиться с великим произведением прозы, является соавтором писателя — ведь подстрочный перевод не может быть художественно самодостаточен? Метафоры нередко связаны с идиомами конкретного языка и в другом языке пропадают — приходится искать им замену. А выбор точного слова, порой из десятка синонимов, определяет поэтическую ауру романа. Неслучайно у разных переводчиков поэтика произведения разная, хотя в основе лежит один и тот же текст.

Лекция продолжит эту аналогию — что-то общее есть не только между дирижированием и художественным переводом, но также между дирижированием и режиссурой. Но главное, слушатели узнают, что, как и зачем дирижёр передаёт при помощи жеста. Показывает оркестрантам вступления? «Отбивает» такт? Координирует во времени игру ста музыкантов? На самом деле всё гораздо увлекательнее.

Надежда Маркарян — музыковед, театровед, музыкальный и театральный критик, доктор искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства Российского государственного института сценических искусств. Участник российских и международных научных конференций и симпозиумов, автор более 700 публикаций по проблемам музыки и театра, главный редактор журнала Санкт-Петербургской филармонии «Скрипичный ключ», автор книг «Портреты современных дирижёров» и «Кто в опере главный?», автор цикла лекций «Великие дирижёры прошлого» лектория Санкт-Петербургской филармонии. Председатель Экспертного совета Национальной театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», член Экспертного совета Российской национальной театральной премии «Золотая маска — 2020».

Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+


Лекторий об академической музыке («Школа слушателя»)

Куратор: Нина Иванова, независимый куратор, экс-куратор образовательного проекта о музыке «Музиторий», в рамках которого спродюсировала больше 100 лекций о музыке. Курировала образовательную панель для музыкантов Colisium Workshop на международной музыкальной конференции Colisium. Была координатором showcase-фестиваля Colisium Music Week. Специалист по маркетинговым коммуникациям в культуре, экс-специалист по маркетингу Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича. Приглашённый преподаватель Российского института сценических искусств, направление «коммуникации в культуре».

Школа слушателя — лекционная программа, придуманная независимыми кураторами, исследователями и популяризаторами классической музыки. Задача «Школы...» — помочь тем, кто хочет понимать и любить академическую музыку, но почему-то не делает этого.

Вокруг классической музыки существует множество стереотипов, мешающих её восприятию. В «Школе слушателя» в формате антидидактических лекций и мастер-классов будет осуществляться попытка преодоления этих стереотипов. Задача каждой лекции не научить, а выработать решения для проблем, которые стоят перед начинающим слушателем. Логика программы выстроена от общих вопросов, например «зачем вообще слушать классическую музыку?» до конкретных, например «как выбрать концерт?». Ответы на эти вопросы слушатели лекций будут искать с экспертами курса: специалистами в разных областях музыковедения, исследователями искусства, композиторами и теми, кто сделал прослушивание музыки делом своей жизни.

 
Наш сайт использует файлы cookie. Политика конфиденциальности.