открыть меню

6-й Московский международный фестиваль экспериментального кино MIEFF в Новой Голландии

21.08.2021–22.08.2021
Павильон

mieff bg.jpg

21–22 августа

Петербургское эхо фестиваля MIEFF традиционно проходит в Новой Голландии. В него вошла кураторская подборка работ из международного и национального конкурсов фестиваля, а также пленочная ретроспектива культового американского авангардиста Натаниэля Дорски.

Вход бесплатный, по предварительной регистрации. Фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.


21 августа, 16:00, Павильон

«Тысяча и один способ обрести дом». Программа № 1

Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

18+

Сборная программа конкурсных фильмов вторит заглавию MIEFF 2021 года — «Тысяча и один способ обрести дом». За последний год кинофестиваль существенно изменился, став автономной некоммерческой организацией с горизонтальным управлением. Если представить его как дом для членов его команды, то произошедшие перемены можно сравнить с капитальным ремонтом, в процессе которого проводилась перепланировка и устанавливались новые правила. Внутренние трансформации стали отражением масштабных вызовов, с которыми столкнулось человечество за последние полтора года.

Эпидемия сделала смерть частью повседневности, вместе с ней ожесточились новые формы неравенства, а экологическая ситуация, став немного лучше из-за локдаунов, лишь показала, насколько она была плохой до них. Можем ли мы по-прежнему легко называть домом планету, государство и даже собственное тело? Идея поиска своего места в новой реальности стала ключевой для международного конкурса и параллельных программ фестиваля MIEFF.

Кураторы программы: Рита Соколовская, Дмитрий Фролов.


«Опять в городе разведены мосты»

Экспериментальный found footage фильм, составленный из фрагментов «Броненосца „Потемкин“» (1925) и «Октября» (1927) Сергея Эйзенштейна и двух импровизаций по мотивам его незаконченного мексиканского проекта: «Да здравствует Мексика!» (1979) Григория Александрова и «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия» (1998) Олега Ковалова. Маша Годованная пересматривает революционный потенциал монтажа и посвящает свой фильм забытым деколониальным проектами, таким как Гаитянская революция 1791–1804 годов. Вне зависимости от исторических процессов в коллективных руках человечества найдутся надежда и желание перемен, средства борьбы против структурного и институционального угнетения, стремление победить и освободиться.

Режиссёр Маша Годованная. Россия, Мексика, Австрия, 2020, 10 мин.


«Песни для умирания»

Новая композиция Коракрита Арунанондчая, составленная из образов и мыслей из его «живого архива», объединяет личный опыт принятия смерти и восприятия истории с религиозными, технологическими и политическими нарративами. Кадры похорон его дедушки сменяются архивными материалами народного восстания на острове Чеджудо в Республике Корее, студенческими протестами в современном Таиланде и отсылками к популярной культуре. Через центральную для работы идею призрака художник ставит под вопрос линейное восприятие времени и стремится показать, как прошлое пульсирует в настоящем. В его картине мира природа, люди и духи сплетаются в единое целое, образуя живую и многообразную реальность.

Режиссёр Коракрит Арунанондчай. Таиланд, 2021, 30 мин.


«Растерянность моя земля»

Видеоэссе, в котором художница рассуждает о месте человека в природе и его взаимодействии с другими вещами и сущностями. «Растерянность моя Земля» предлагает отказаться от антропоцентрической оптики и рассмотреть идею коллективной агентности всего живого и «инертного». Сама структура фильма отражает эту концепцию: кинопленка трансформируется под воздействием микроорганизмов живых сред, рождая тем самым новые слои изображения и смысла.

Режиссёр Соня Петренко. Россия, 2021, 9 мин.


«Никто не заплакал»

От белых стен до помпезных декораций — разнообразные комнаты вебкам-моделей служат для многих людей порталом в фантастический мир желания. Фокусируясь на моментах, когда модели находятся за кадром, Даниель Якоби сталкивает зрителей с тревожной энергетикой этих пустых пространств, полных либидинального напряжения. Растущий дискомфорт от постоянного ожидания эротического зрелища задает вектор восприятия интервью с работницами секс-индустрии, которые говорят о психологических последствиях цифрового труда.

Режиссёр Даниель Якоби, Нидерланды, 2021, 23 мин.


21 августа, 19:00, Павильон

Close-up: Натаниэль Дорски. Программа № 1 и лекция Дмитрия Фролова «“Кино таинства” Натаниэля Дорски»

Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

18+

Фильмы Дорски на 16-мм пленке по своей природе сопротивляются инерции современного мира с повсеместной цифровизацией, растущим темпом жизни и эпидемиями. Его немые коллажи, тщательно смонтированные по особому «поливалентному» принципу, можно увидеть только с помощью пленочного проектора c мощной ксеноновой лампой, который может работать на бесшумной скорости 18 кадров в секунду. Такая требовательность к условиям показа не случайна. В книге «Кино таинства» Дорски излагает свою философию кино и пишет о способности фильма влиять на метаболизм зрителя и его здоровье. Любое настоящее искусство, будь то музыка Моцарта или фильмы Росселлини, обладает алхимическим свойством преображения души и работает скорее как чистая энергия, а не как набор символов или повествование. Но для раскрытия этого свойства необходима крайняя деликатность. Дорски находит ее в гуманизме особого рода — в уподоблении фильма человеку и наделении его соответствующими качествами: нежностью, любопытством, страхами, умиротворением, чувством вхождения в мир или ухода из него, мягкостью или изменчивостью. Лишь безмолвие, гуманный свет целлулоидной проекции и замедленная скорость, позволяющая увидеть неуловимое, способны обеспечить интимный союз между зрителем и экраном, превращая изображения в чистую энергию исцеления.

В XXI веке показы фильмов Дорски стали уникальными визуальными перформансами, похожими на опыт созерцания подлинников произведений искусства, а не репродукций. По желанию самого автора двухчастная программа включает в себя его недавние работы, снятые за последние шесть лет. Среди них — фильм-посвящение писательнице и вдове прославленного киноавангардиста Стэна Брекиджа Джейн Уоденинг, фильм-рефлексия о собственном здоровье, а также фильмы, снятые во время локдауна.

Первая часть программы включает в себя работы Натаниэля Дорски, снятые преимущественно в середине 2010-х. Все фильмы будут показаны с 16-мм пленки.

Куратор программы: Дмитрий Фролов


«Намеки»

«Как нежно свет пропитывает нашу скоротечную жизнь».

США, 2015, 18 мин.


«Осень»

«Осень, снятая в последние месяцы засушливого 2015 года, — величественный, но глубоко личный фолиант этого сезона, чествующий остроту и таинственность наших последних лет».

США, 2016, 26 мин.


«Мечтатель»

«В этом году великолепная полная луна украсила нашу ночь после солнцестояния. Предшествовавшие ему дни и недели были волшебным образом наполнены прохладным бризом, ярким теплым солнечным светом и общим ощущением душераздирающей чистоты. Фильм „Мечтатель“ родился из этой самой пронзительной весны в Сан-Франциско».

США, 2016, 19 мин.


«Тепло от зимнего солнца»

Натаниэль Дорски использует в качестве названия фильма устаревшее и поэтичное английское слово apricity, которое означает «тепло от солнца зимой». Так он отдает дань уважения писательнице Джейн Уоденинг, вдове прославленного киноавангардиста Стэна Брекиджа. Обращаясь к ней, Дорски однажды сказал: «Возможно, твой возраст — это зима, а ты — тепло ее солнца».

США, 2019, 22 мин.


22 августа, 16:00, Павильон

«Тысяча и один способ обрести дом». Программа № 2

Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

18+


«По следам утопии»

Путешествие в мечты квир-подростков из Нью-Йорка, у которых есть представление о том, как должен выглядеть прекрасный мир будущего. Документация аудиовизуального перформанса Катарины де Соузы и Ника Тайсона с использованием смартфонов, электронной музыки и видеопроекции превращается в портрет утопического сообщества. Молодые люди собираются в виртуальном пространстве компьютерной игры Minecraft, чтобы построить боевую машину любви. В этом фильме-манифесте прошлое и будущее сплетаются воедино, призывая к общественным переменам, за которые многие молодые люди сражаются уже сейчас.

Режиссёры Ник Тайсон и Катарина Де Соуза. США, 2021, 27 мин.


«Конечная станция всех электричек, трамваев и даже электрочайников»

Поэтическое коллажное рассуждение о свободе и смерти, движении и покое, собранное из архивных фотографий, негативов и натурных съемок. Художник задается вопросом «Может ли состояние абсолютного покоя, к которому стремятся все движимые и недвижимые объекты, помочь нам выбраться из бессмысленного цикла?»

Режиссёр Александр Козьма. Россия, 2021, 5 мин.


«80 000 лет»

В Нормандии лето. Селин работает на археологических раскопках в родной деревне, где она давно не бывала, совмещая исследования с прогулками по местам детства, которые приводят к более или менее вероятными встречам со старыми друзьями. Этот игривый полиэкранный фильм рисует едва уловимые движения в душе героини, полной нереализованных желаний и сомнений о прошлом.

Режиссёр Кристель Лёрё. Франция, 2021, 28 мин.


In Ictu Oculi

Фильм о следах времени в городском ландшафте составлен из фотографий, снятых между 1910 и 1976 годами в одной и той же части баскского города Витория-Гастейс. Импульсом для создания этой работы послужили переживания Хорхе Монео Кинтаны, вызванные необратимыми изменениями его родных мест, а вместе с ним изумление, вызванное той красотой, которую они когда-то скрывали в себе. Облик сегодняшних городов определяет прагматика и мелочность экономических расчетов, а былое великолепие улиц и площадей сгинуло в мгновение ока (лат. in ictu oculi), оставив следы лишь на нескольких архивных снимках.

Режиссёр Хорхе Монео Кинтана. Испания, 2020, 15 мин.


27а

Документальное эссе-путешествие о памяти и доме. Режиссёр фильма Дарья Лихая возвращается в дом ее детства, это путешествие сопровождается откровенными рассказами. Платье в горошек, брошенный во дворе «КАМАЗ», лицо женщины в окне — каждая деталь становится источником воспоминаний. Впечатления незнакомых людей переплетаются и смешиваются, граница между виртуальным и реальным начинает стираться.

Режиссёр Дарья Лихая. Россия, 2021, 17 мин.


22 августа, 19:00, Павильон

Close-up: Натаниэль Дорски. Программа № 2

Вторая часть программы включает в себя фильмы, снятые Натаниэлем Дорски за последние три года, в том числе во время пандемии коронавируса. Все фильмы будут показаны с 16-мм пленки.

Куратор программы: Дмитрий Фролов

Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию, носите маску, пользуйтесь антисептиком для рук и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

18+


«Цветочная чашечка»

«Этот фильм был снят в течение трех довольно напряженных недель, предшествовавших операции на открытом сердце по замене аортального клапана. Я отправил отснятый материал в лабораторию за день до операции и затем смонтировал двадцать одну катушку примерно через три недели после возвращения домой, проведя в больнице девять напряженных дней. Надеюсь, что этот небольшой фильм передает определенное чувство страха, смешанное с элегическим ощущением нашего мира. Чашечка — это скорлупа, окружающая нежный бутон будущего цветка».

США, 2018, 13 мин.


«Колофон» (к циклу «Дендрарий»)

«Фильм состоит из трех частей и сделан в духе ранних китайских колофонов, то есть тех текстов, которые добавляли в конце горизонтального живописного свитка после того, как был „разыгран“ сам пейзаж. „Колофон“ не предназначен для показа вместе с циклом „Дендрарий“» а является новой работой, сделанной год спустя уже, с позволения сказать, другим человеком«.

США, 2018, 14 мин.


«Причитания»

«Кинематографическое кувырканье по разнообразным сновидческим ландшафтам в мире, созданном человеком».

США, 2020, 14 мин.


«Храмовый сон»

«Фильм был снят и смонтирован во время первого локдауна. Бассейны для нахлыстового кастинга в парке „Золотые ворота“ стали для меня местом исцеления разума и успокаивающим пространством святости, закаленной страхом перед грядущей неизвестностью. Место женской силы».

США, 2020, 19 мин.


«Интерлюдия»

«Посредине пролегает короткий упущенный момент».

США, 2019, 12 мин.


«Дни поста и молитвы»

«Пятый фильм, снятый во время коронакризиса... Первородная весна витает в воздухе, все вокруг не определено».

США, 2021, 11 мин.



MIEFF служит платформой для всех, кто занимается или интересуется движущимися изображениями. Среди целей фестиваля— поддержка российских авторок и авторов и налаживание связей между ними и международным сообществом, а также знакомство широкой аудитории с экспериментальным кино во всем его многообразии.

Кураторы MIEFF хотят создать пространство для диалога и потому считают важным обогащать интеллектуальный контекст, существующий вокруг кино и современного искусства, а не сводить его к однозначным идеологиям. Главное средство достижения этой цели — продуманная программа показов, просветительских и публичных мероприятий, где есть место разным взглядам и голосам.

В данный момент структура фестиваля включает международный конкурс, национальный конкурс, ретроспективную секцию Close-up, спецпоказы полного метра, мультимедиальные кураторские блоки, а также междисциплинарную учебную программу «Внеклассные практики».

MIEFF был основан Владимиром Надеиным и Екатериной Шитовой в 2016 году. Сейчас фестиваль существует в форме автономной некоммерческой организации и управляется советом учредителей, который включает (в алфавитном порядке): Кристину Ефременко, Мариам Исмаилову, Софью Иcмаилову, Марианну Кручински, Анну Наумову, Кирилла Роженцова, Маргариту Соколовскую и Дмитрия Фролова.

MIEFF.svg

 
Наш сайт использует файлы cookie. Политика конфиденциальности.