
23 марта, 18:00, «Сообщество»
Что входит в рамки понятия «модернизм»? На лекции Ксения Малич расскажет о существовавших в период между Первой и Второй мировыми войнами противоречивых тактиках этого течения, благодаря которым радикальный авангард вобрал в себя множество культурных явлений — даже те, которые на первый взгляд шли ему вразрез.
Ксения Малич — адемический руководитель магистратуры в Школе дизайна НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, старший преподаватель НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, историк архитектуры.
Встреча проходит в пространстве «Сообщество». Вход в «Сообщество» — 250 рублей, билет действует в течение всего дня покупки, оплата при входе. Количество мест ограничено, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Обратите внимание: регистрация не избавляет от необходимости приобретения входного билета.
Цикл лекций «Как закалялась модернистская сталь: уроки современной архитектуры и дизайна» посвящён особенностям зарождения и эволюции идей современной архитектуры и дизайна в первой половине XX века. Модернизм, как явление культуры оказался шире стилистических предпочтений, создав почву для самых разных, порой противоречивых эстетических установок.
В начале XX века активно дискутировался вопрос о будущем европейских городов. Архитекторы и чиновники боялись неконтролируемо разраставшихся окраин, быстрой индустриализации, превращения города в каменную трясину, пожирающую своих обитателей. Защитники идей авангардных экспериментов говорили о необходимости полностью изменить облик города, о выстраивании новой здоровой среды, в которой каждый человек будет обязательно счастлив. В то же время многие архитекторы и дизайнеры выступали против чересчур радикальных методов, хотя их практика также укладывалась в рамки модернистских преобразований.
Что породило модернистское мышление и составило фундамент нового художественного мышления? Какие инструменты и почему выбирали для себя архитекторы и дизайнеры 1910-1930-х годов? Насколько модернистские позиции были действительно самодостаточными, а методы инновационными? Как повлияли на становление модернизма романтизм и эстетизм XIX века, технический прогресс, социально-культурные процессы периода Интербеллум? И какую роль в развитии современной архитектуры и дизайна сыграли русские и советские авторы?
Цикл подготовлен преподавателями Школы дизайна НИУ ВШЭ. Петербургский кампус Школы дизайна в 2025 году переехал в памятник архитектуры ленинградского авангарда — здание канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» на Васильевском острове, построенное архитектором Яковом Черниховым. В этом же году в петербургской Школе дизайна открывается новое направление — 5-летняя образовательная программа «Архитектура», руководителем которой стал архитектор, руководитель архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья» Сергей Падалко.