Книжный фестиваль «Ревизия» в Новой Голландии

5–8 сентября 2019 года на острове Новая Голландия пройдет второй Книжный фестиваль «Ревизия».

«Ревизия» представляет выборку лучшего: издательства и независимые книжные магазины, библиотеки и другие городские, публичные и виртуальные проекты. «Ревизия» — это место встречи тех, кто формирует сферу культуры, и тех, для кого эта сфера существует.

Тема фестиваля в этом году — «Реальность вне себя». Современный мир не испытывает дефицита в отражении реальности. Но парадоксальным образом, чем больше у нас новых инструментов для ее познания, тем меньше нового мы о ней узнаем. Поэтому в фокусе фестиваля возвращение магического сознания, с помощью которого человечество отчаянно стремится найти скрытые смыслы. «Ревизию» интересует сдвиг реальности, которая сегодня пытается выйти за пределы самой себя в альтернативные пространства, будь то метафизика повседневности, темная экология или цифровое бессмертие.

 

12:00-21:00
Ярмарка интеллектуальной и детской литературы (двор «Бутылки»)

12:30-14:00
Мастер-класс по алфавиту Брайля (Павильон)

15:00-16:30
Интерактивное чтение и мастер-класс для детей по книге «Девочка из волшебного леса» издательства «Поляндрия» (двор «Бутылки»)

15:00-17:00
Мастер-класс по мультипликации «Волшебные очки, или „Ты тоже это видишь?“» (Школа креативных индустрий «Маяк»)

16:00-18:30
Паблик-ток «Встреча с иномирным. Случай антрополога» (исследовательский проект «Прагмема», модератор: Инна Веселова) (Павильон)

17:00-19:00
Презентация книги Павла Арсеньева «Литература факта высказывания. Очерки по прагматике и материальной истории литературы» (двор «Бутылки»)

19:00-20:30
Алексей Медведев. «Мокьюментари в эпоху постправды» (Павильон)

19:00-20:00
Концерт группы «Интурист» (Главная сцена)

20:30-22:00
Кинопоказ «Это Spinal Tap» (Главная сцена)

21:00-22:30
«Разговоры в Рюмочной». Мария Нестеренко и Алла Митрофанова. «Может ли книгоиздание быть феминистским?» («Рюмочная в Бутылке»)

12:00-21:00
Ярмарка интеллектуальной и детской литературы (двор «Бутылки»)

13:30-14:30
Мастер-класс по тактильным картинкам (двор «Бутылки»)

14:00-16:00
Панельная дискуссия «Современная поэзия и философия: не-место не-встречи» (Павильон)

15:00-16:30
Мастер-класс по «Большой книге птиц» издательского проекта «А+А» (двор «Бутылки»)

15:00-17:00
Мастер-класс по мультипликации «Волшебные очки, или „Ты тоже это видишь?“» (Школа креативных индустрий «Маяк»)

16:30-18:30
Михаил Куртов. «Как была бы устроена наука после конца науки» (Павильон)

19:00-21:00
«Новый застой / быстрые коммуникации». Презентация #22 альманаха [Транслит] (Павильон)

19:30-21:00
Встреча Юрия Слезкина с Борисом Куприяновым. «„Дом правительства“ — конструктор памяти. Что мы помним о 30-х?» (двор «Бутылки»)

19:30-22:00
Кинопоказ «Тридцать» и Q&A с режиссером Симоной Костовой (Главная сцена)

12:00-21:00
Ярмарка интеллектуальной и детской литературы (двор «Бутылки»)

12:00-14:00
Панельная дискуссия «Деколонизируя язык. Русскоязычная поэзия в мировых и постсоветских контекстах» (Павильон)

12:00-14:00, 16:00-18:00 
Мастер-класс по мультипликации «Волшебные очки, или „Ты тоже это видишь?“» (Школа креативных индустрий «Маяк»)

12:30-13:30
Интерактивное чтение и мастер-класс для детей по книге «Портреты Пепетты» издательства «Поляндрия» (двор «Бутылки»)

14:00-15:30
Дмитрий Дубровский. «Гарри Поттер и права человека» (двор «Бутылки»)

15:00-16:30
Люк Болтански. «РЕАЛЬНОСТЬ против реальности (исследование политической метафизики XX века)» (Павильон)

15:30-17:30
Презентация книги Луи-Клода де Сен-Мартена «Крокодил, или Война добра со злом, случившаяся в царствование Людовика XV» издательства «Циолковский» (двор «Бутылки»)  

17:00-19:00
Встреча с Антоном Видокле и кинопоказ «Бессмертие для всех: кинотрилогия о русском космизме» (Павильон)

17:30-19:00
«И могло бы так статься, что вы живете в эпоху массового умирания». Совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и Ad Marginem Press (двор «Бутылки»)

19:30-20:30
Презентация книг Насти Денисовой и Елены Костылевой (двор «Бутылки»)

19:30-22:00
Кинопоказ «Сорокин трип» и Q&A с Антоном Желновым и Юрием Сапрыкиным (Главная сцена)

20:30-21:00
Презентация книги «Из глубины поражения вида» Яниса Синайко (двор «Бутылки»)

12:00-21:00
Ярмарка интеллектуальной и детской литературы (двор «Бутылки»)

12:00-13:30
Мастер-класс по книгоизданию для детей (Павильон)

12:00-14:00, 16:00-18:00
Мастер-класс
по мультипликации «Волшебные очки, или „Ты тоже это видишь?“» (Школа креативных индустрий «Маяк»)

12:30-13:30
Беседа и мастер-класс по книге Ребеки Уны «Отключай» издательства «Самокат» (двор «Бутылки»)

14:00-15:00
Презентация книги Ильи Утехина «Что такое визуальная антропология. Путеводитель по классике этнографического кино» (двор «Бутылки»)

14:00-15:30
Круглый стол «Будущее принадлежит призракам: современные проблемы хонтологии».(Павильон)

15:30-17:00
Юрий Сапрыкин. «Новая чувствительность: что скрывается за разговорами об эмпатии и обесценивании и как выжить в мире оскорбленных чувств» (двор «Бутылки»)

16:00-16:40
«Ужин с приветливыми богами». Поэтико-музыкальный перформанс Александра Скидана и Дмитрия Шубина (Павильон)

17:00-18:30
Презентация книги Ильи Кукулина «Прорыв к невозможной связи: статьи о русской поэзии» (Павильон)

17:00-19:00
«Разговоры в Рюмочной». Михаил Трофименков и Константин Мильчин. «Политическая история кино. То, о чем не знает „Википедия“» («Рюмочная в Бутылке»)

17:30-19:00
Александр Вилейкис и Полина Ханова. «Как расколдовать мир, чтобы заколдовать обратно: темная экология и романтизм» (двор «Бутылки»)

19:00-20:00
Настасья Горбачевская и Марат Шабаев. «Против прогресса: смотрим новые хорроры с Юджином Такером». (Павильон)

19:30-20:30
Максим Кронгауз. «Сначала было слово» (двор «Бутылки»)

20:30-22:00
Кинопоказ «Лус» (Главная сцена)

21:00-22:00
Концерт Мishamish (трибьют 2Н Company) (Kuznyahouse)

5–8 сентября, 12:00-21:00, двор «Бутылки»

На второй петербургской ярмарке интеллектуальной и детской литературы будет представлен независимый книжный бизнес: издательства, книги которых зачастую не найти в больших книжных; издательства, каждое из которых существует как самостоятельный кураторский проект со своей идеологией, также независимые книжные магазины. Участники: «Дело», издательство Института Гайдара, издательский дом Высшей школы экономики, Ad Marginem Press, издательство Музея современного искусства «Гараж», «Арка», «Бумкнига», «Гаятри», издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, «Новое литературное обозрение», «Сеанс», сommon place, издательство Ивана Лимбаха, «Пальмира» и «РИПОЛ классик», «Манн, Иванов и Фербер», «Все свободны», «Самокат», «Свои книги», «Медленные книги», «Пушкинский Дом», «Циолковский», издательство имени Н. И. Новикова, «Коло», «Лимбус Пресс», «Детское время», издательство Яромира Хладика (Jaromir Hladik press), Book Corner, «БуксМАрт», Zangavar, «Чудетство», «Поляндрия», «Арт-Волхонка», «Барбарис», «Порядок слов», «Жёлтый двор».


5 сентября

12:30 Павильон
Мастер-класс по 
алфавиту Брайля

Мастер-класс познакомит участников с особенностями восприятия информации незрячими, системой письма для незрячих, а также с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Во время мастер-класса можно будет написать несколько слов шрифтом Брайля с помощью специальных приборов.

Нина Валентиновна Федорова — заведующая отделом индивидуального обслуживания Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих.

Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих — одна из крупнейших специальных библиотек России. Единственная библиотека в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которая обслуживает все категории людей с проблемами зрения и ограниченными возможностями здоровья.

Возрастная категория: 12+. Количество участников: до 15 человек. Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.

5 сентября

16:00 Павильон
Паблик-ток «Встреча с иномирным. Случай антрополога» (исследовательский проект «Прагмема», модератор: Инна Веселова)

Исследовательский проект «Прагмема» готовит к изданию архив полевых фольклорных материалов, собранных в Вологодской и Архангельской областях за последние тридцать лет. Записи магического этикета и заговоров, мифологических нарративов, сказок и обрядов показывают динамическую картину взаимодействия человеческих фигур и исторического фона. В этой картине движутся отношения, институции, идеологии, а жесты и интонации ушедших поколений просвечивают в телах и речи современников.

Участники дискуссии рассмотрят три случая из антропологической практики:

1. Говорить о невыговариваемом. Пограничное и неоднозначное. Мифологический рассказ.
2. Физиология и культура. Рожать на корточках или на спине? Родильный обряд.
3. Сочинить и исполнить. Сказочный перформанс.

Участники: Пропповский центр СПбГУ, проект «Прагмема». Инна Веселова, Любовь Голубева, Юлия Мариничева, Андрей Степанов и Кира Онипко.

Проект «Прагмема» — это независимый исследовательский проект, объектом которого служит российская повседневность, представленная в коллективных символических практиках.

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


19:00 Павильон
Алексей Медведев. «Мокьюментари в эпоху постправды»

Кино — это лоскутное одеяло, сшитое из кусочков реальности и вымысла. Документальное кино концентрируется на первом, игровое — на втором, и только мокьюментари обнажает и исследует швы, соединяющие одно с другим. Лекция расскажет об истории жанра, от репортажа BBC о растущих на деревьях спагетти (1957) до новейших «фейк ньюс» в интернете. В центре внимания — фильмы Рона Ховарда, Вуди Аллена, Питера Джексона, Петра Зеленки, Алексея Федорченко и других. Также будет уделено внимание самому феномену «ложной документальности», одним из первых проявлений которого стал «Великий лунный обман» — серия репортажей о жизни на Луне в нью-йоркской газете в 1835 году.

Алексей Медведев родился в 1969 году в Москве. С 1989 по 1994 год учился на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская Аркадия Сиренко). В 90-е годы работал журналистом, кинокритиком, переводчиком. В 2000–2006 годах — член отборочной комиссии ММКФ. В качестве программного директора работал на кинофестивалях 2morrow (Москва, 2007–2009), «Зеркало» (Иваново, 2011), «Два в одном» (2009–2012). В настоящее время — программный директор Сахалинского международного кинофестиваля «Край света», куратор Якутского международного кинофестиваля, директор конкурсных программ международного кинофестиваля «Послание к человеку».

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


21:00 «Рюмочная в бутылке»
«Разговоры в Рюмочной». Мария Нестеренко и Алла Митрофанова. «Может ли книгоиздание быть феминистским?»

Феминистский подход — это рамка или линза, которая позволяет понять события с другого ракурса или с приближенного расстояния. Усложняя таким образом реальность, мы совершенствуем мышление, делаем культурно более сложной эмоциональность, сдвигаем фильтры восприятий и усложняем смысловое и логическое пространства.

Феминистская мысль стала обязательной частью современного знания, и это делает феминистское издательство необходимым вне зависимости от пола и гендера читателей. На лекции пойдет разговор о недавно изданных книжках: «Фронте» Ларисы Рейснер, «Аничкиной революции» Натальи Венкстерен, сборнике «Авторицы и поэтки», «Гостеприимстве матрицы» Ирины Аристарховой, «Суфражизме в истории и культуре Великобритании» Ольги Шныровой и «Пульсирующей материи» Джейн Беннетт.

Мария Нестеренко — филолог, автор сайта «Горький», редактор фем-серии издательства common place.

Алла Митрофанова — философиня, кураторка философского кафе, участница «Киберфеминистского интернационала».


6 сентября

13:30 Двор «Бутылки»
Мастер-класс по 
тактильным картинкам

Мастер-класс позволит познакомиться со специальными изданиями библиотеки — тактильными книгами, а также создать тактильную иллюстрацию из разных материалов.

Тактильные книги — это разноцветные книжки-игрушки с рельефными иллюстрациями. Они содержат аппликационные, барельефные, рельефные контурные изображения и модели. Тактильные книги создаются для социализации, адаптации и обучения детей с нарушениями зрения.

Мы воссоздадим забытые объекты реальности, обладающие теми свойствами, которые для современных людей кажутся ушедшими (а для некоторых даже неизвестными). Свойства предметов могут оказаться источниками эмоционального всплеска и тактильных удовольствий. И как следствие, помочь обрести душевное равновесие, нащупать путь к гармонии человека с самим собой. Для этого на мастер-классе мы будем использовать все доступные, но не используемые нами сенсорные каналы восприятия. Эти каналы активно используются детьми, их использовали древние люди, а современному человеку необходимо открыть их заново. Участники, создавая тактильную картину (её смело можно назвать арт-объектом), получают возможность восполнить подсознательную жажду чувствительного познания мира.

Римма Феоктистова — художник тактильных книг, сотрудник Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих.

Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих — одна из крупнейших специальных библиотек России. Единственная библиотека в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которая обслуживает все категории людей с проблемами зрения и ограниченными возможностями здоровья.

Возрастная категория: 12+. Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


16:30 Павильон
Михаил Куртов. «Как была бы устроена наука после конца науки»

Что было бы, если бы так называемые псевдонаучные теории встали в один ряд с теориями, принятыми учёным сообществом? Скептики, или так называемые просветители, опасаются, что в этом случае нас ждёт хаос, конец рациональности и конец самой науки. Некоторые философы, однако, полагают, что плюрализм научных теорий пошёл бы на пользу научному исследованию. Предположим, что в силу какого-то кризиса, внешнего или внутреннего, авторитет «общепризнанной» науки пошатнулся, и мы оказались в ситуации подобного плюрализма — «войны всех наук против всех наук». Наступит ли тогда в самом деле «тьма разума»? А если нет, то как могло бы быть организовано знание в таком анархичном мире? Лекция посвящена картографированию возможных баталий и альянсов между (псевдо)научными концепциями в ситуации после «конца науки».

Михаил Куртов — философ, кандидат философских наук. Автор книг «Между скукой и грезой. Аналитика киноопыта» (2012), «Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода» (2014). Лауреат премии Андрея Белого (в номинации «Гуманитарные исследования», 2016).

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


7 сентября

15:00 Павильон
Люк Болтански. «РЕАЛЬНОСТЬ против реальности (исследование политической метафизики XX века)»

На лекции будут рассмотрены темы тайны, заговора и расследования. Будет предпринята попытка понять, почему эти темы занимали важное место в репрезентации реальности начиная с конца XIX — начала XX века. Сначала лекция сосредоточится на популярных литературных жанрах, в которых эти темы играют важную роль: криминальном и шпионском романе. Затем лекция свернет с вопроса репрезентации реальности в популярной литературе в сторону новых способов проблематизации реальности, которые сопровождают развитие наук о человеке.

Люк Болтански — один из ведущих социологов Франции, член школы критической социологии Пьера Бурдье, перешедший позже на позиции прагматического поворота в социологии (основной труд «Критика и оправдание справедливости» с Лораном Тевено). Ранние книги Болтански — в рамках школы Бурдье — посвящены анализу роли детских садов в становлении классовой морали и появлении социально-классовой категории «кадров» в современном французском обществе. Во время прагматического периода основал Groupe de Sociologie Politique et Morale при Высшей школе социальных наук в Париже; писал о любви, справедливости и критике как практических способностях; наиболее тяжелая книга этого периода — о прагматике абортов. «Новый дух капитализма» (вместе с Эв Кьяпелло, русский перевод) ознаменовал поворот к социальной критике снова, но на базе прагматической социологии. Книга De la Critique — манифест этого последнего периода творчества Болтански, а книга «Тайны и заговоры» — первая прикладная демонстрация его нового метода, синтезирующего подходы как критической социологии Бурдье, так и прагматической социологии. Последняя книга, L’enrichissement, — попытка переформулировать теорию стоимости, исходя не из тяги людей к обогащению, а из «обогащения» вещей.

Лекция пройдет на английском языке с синхронным переводом. Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.

Лекция организована совместно с Европейским университетом и при поддержке Французского института.

Помимо фестиваля «Ревизия», Люк Болтански прочитает ещё две лекции в Санкт-Петербурге. Подробности — на сайте Европейского университета.


17:30 Двор «Бутылки»
«И могло бы так статься, что вы живете в эпоху массового умирания»

В совместной издательской программе Музея современного искусства «Гараж» и Ad Marginem Press вышла книга британского современного философа Тимоти Мортона «Стать экологичным». Координатор издательской программы и член команды Garage Green Катя Суверина предлагает вам посмотреть за тем, что скрывают вездесущие ужасные цифры, горы мусора и последствия глобального потепления, о которых вы и так знаете. Но знаете ли вы, что, «возможно, вы уже экологичны, но просто не в курсе»? Вы думаете мы вместе с Мортоном шутим? Нет, мы предлагаем вам вместе посмотреть на то, как можно создать устойчивое будущее, начав здесь и сейчас.

Катя Суверина — гендерный историк, координатор международной издательской программы и выпускающий редактор научного журнала Музея современного искусства «Гараж», член команды Garage Green, редактор книги «Политика аффекта: музей как пространство публичной истории».


8 сентября

14:00 Павильон
Круглый стол «Будущее принадлежит призракам: современные проблемы хонтологии»

Хонтология (или призракология), начавшаяся с Жака Деррида, перенесшего фигуру Призрака из прошлого в будущее, становится сегодня актуальным философским направлением, обрастая все новыми воплощениями в музыке, фотографии и других жанрах. Но что за этим стоит в действительности? Круглый стол «Будущее принадлежит призракам» — не просто лекция-пересказ Деррида, Мейясу, Мортона и Фишера, но скорее попытка «столоверчения»: обращаясь к призрачному будущему, городу и различным медиумам (например, к кино), участники вызывают «призрак сюрреализма», чтобы сверить себя с актуальным состоянием мира.

Участники: Йожи Столет, Йоэль Регев, Андрей Карташов, Данил Леховицер (Великобритания, по видеосвязи)

Модератор: Елена Костылева

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


15:30 Двор «Бутылки»
Юрий Сапрыкин. «Новая чувствительность: что скрывается за разговорами об эмпатии и обесценивании и как выжить в мире оскорбленных чувств»

Все вокруг говорят о чувствах, и в этом разговоре постоянно появляются новые понятия: эмпатия, обесценивание, буллинг и шейминг. Кажется, что разнообразие чувств и особенно степень их ранимости резко возросли буквально за последние годы, и эти изменения влияют на то, как мы общаемся друг с другом и как понимаем себя.

Что стоит за разговором о чувствах, как все это влияет на медиа и этику поведения в социальных сетях, почему наших собеседников все чаще травмируют чужие мнения, где граница между оценочными суждениями и травлей, как оскорбленные чувства становятся фактором большой политики и все ли эмоции одинаково полезны? Об этом — Юрий Сапрыкин, журналист, культуролог и автор проекта «Полка».

Юрий Сапрыкин — журналист, культуролог. Возглавлял редакцию журнала «Афиша», интернет-проект Slon.ru, вел авторскую колонку в GQ. В 2018 году запустил образовательный онлайн-проект «Полка», посвященный самым важным книгам в истории русской литературы.


17:00 «Рюмочная в бутылке»
«Разговоры в Рюмочной». Михаил Трофименков и Константин Мильчин. «Политическая история кино. То, о чем не знает „Википедия“».

Константин Мильчин и Михаил Трофименков поговорят об альтернативной левой повестке и о том, почему она важнее, веселее и нужнее, чем все ныне существующие; о политической истории кинематографа и том, что она нам может рассказать, как о тех, кто снимает фильм, так и о тех, кто его смотрел, смотрит и будет смотреть; о том, как и зачем писать заново историю ХХ века.

Михаил Трофименков — писатель, историк, критик. Закончил кафедру истории искусства ЛГУ (1988) и аспирантуру ЛГИТМиК (1992). Кандидат искусствоведения (1992). С 2000 года — обозреватель Издательского дома «Коммерсантъ». Специалист по политической истории кино. Автор нескольких тысяч статей и книг «Сергей Бодров. Последний герой» (2003), «Я обещаю вам кровь и слезы» (2006) «Убийственный Париж» (2012), «Кинотеатр военных действий» (2014), «Кадры и кадавры» (2018), «История русского кино в 50 фильмах» (2018), «Красный нуар Голливуда. Голливудский обком» (2018), «Культовое кино» (2019), «Кино и история» (2019), «Красный нуар Голливуда. Война Голливуда» (2019). Шесть раз удостоен звания «Лучший кинокритик», «лучший автор книги о кино» или «лучший публицист года» Союзом Кинематографистов РФ (1994), кинофестивалем «Белые Столбы» (1999), Гильдией киноведов и кинокритиков РФ (2004, 2014, 2019), Союзом журналистов СПб (2011). Лауреат Гран-при Петербургского союза журналистов «Золотое перо» (2009). Жена и соавтор — искусствовед, переводчик Марина Кронидова.

Константин Мильчин — литературный критик, журналист. Публиковался в газетах «Книжное обозрение», «Ведомости.Пятница», журналах «Иностранная литература», Time Out, на сайте информационного агентства ТАСС . Руководил отделом культуры в журнале «Русский репортер». С 2017 года — главный редактор сайта «Горький». Преподает в РГГУ историю современной литературы. Куратор Иркутского международного книжного фестиваля.


17:30 Двор «Бутылки»
Александр Вилейкис, Полина Ханова. «Как расколдовать мир, чтобы заколдовать обратно: темная экология и романтизм»

Мы родились слишком поздно, чтобы исследовать Землю, и слишком рано для космоса. Мир стал понятным, по крайней мере — доступным к пониманию. Экологический кризис, глобальное изменение климата, тающие ледники: кажется, что человечество может предсказывать изменения окружающего мира. Исчезла магия, природа перестала быть чем-то волшебным, став понятным, научным феноменом. Проект «темной экологии» предлагает посмотреть на мир иначе: сделать странным, нестабильным, а человека — бессильным, но обладающим мужеством к исследованиям и экспериментам. Как жить в новую экологическую эпоху, возвращаясь к духу первооткрывателей?

Александр Вилейкис — философ, сотрудник Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ (Тюмень), куратор Центра новой философии (Москва).

Полина Ханова — MA (Warwick University), ассистент философского факультета МГУ, специалист по спекулятивному реализму и темной экологии. Член редколлегии журнала «Логос», переводчик, редактор.


19:00 Павильон
«Против прогресса: смотрим новые хорроры с Юджином Такером». Дискуссия совместно с порталом RussoRosso

Хоррор всегда стоял особняком среди всех кинематографических жанров. Находясь на маргинальных позициях, он позволял себе смелее репрезентировать человеческие страхи — как адекватные духу времени, так и вневременные. Сейчас фильм ужасов снова оказывается в центре внимания интеллектуалов: к нему обращаются известные философы, его пытаются осмыслить кинокритики. Речь идет о так называемом «новом хорроре» — работах Ари Астера, Роберта Эггерса, Джордана Пила. Дискуссия обратится к современным образцам жанра, которые могут быть адекватно осмыслены через категорию прогресса и ужаса, и помощниками на этом пути станут Юджин Такер, Говард Лавкрафт и философия не-человеческого.

Настасья Горбачевская — искусствовед, актриса, режиссер. Специалист по Достоевскому в театре и русской сценографии рубежа веков. Работает актрисой в театре МОСТ с 2012 года. Автор RussoRosso с 2019 года.

Марат Шабаев — исследователь хоррора, кинокритик («Кинопоиск», «Киноафиша», «Сеанс»). Выпускник магистерской программы «Арт-критика» факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Постоянный автор RussoRosso с 2018 года.

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


19:30 Двор «Бутылки»
Максим Кронгауз. «Сначала было слово»

Мы привыкли к тому, что язык отражает реальность и помогает нам ее познавать. Но иногда объект и зеркало меняются местами, точнее говоря, сначала появляется отражение, и именно оно формирует объект. Можно вспомнить слоган журнала «Афиша»: «Как скажем, так и будет». Его придумал Юрий Сапрыкин, который потом вбросил в русский язык слово «хипстер», еще до того, как хипстеры появились. Слоган «Афиши» прекрасно подошел бы и для тоталитарной власти, которая всегда стремилась управлять обществом через язык. Об этом антиутопия Джорджа Оруэлла «1984», где одной из главных действующих сил оказывается новояз, идеальный язык тоталитарной власти. Сегодня ремесло создания слов, формирующих реальность, — одно из самых актуальных и престижных. Этим занимаются политики и журналисты, пиарщики и рекламисты, политтехнологи и ученые. Язык стал полем битвы идеологий, навязывающих уже не отдельные слова, а целые способы говорения. Как к этому относиться, стоит ли сопротивляться и есть ли разница между естественными и искусственными изменениями языка?

Максим Кронгауз — лингвист, эксперт в области русского языка, гуманитарных наук и образования. Автор популярных статей о русском языке, лингвистике и образовании в бумажных и электронных СМИ, активный участник публичных общественных дискуссий на радио, телевидении и в интернете. Профессор, доктор филологических наук заведующий лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией социолингвистики РГГУ.


5 сентября, 20:30, Главная сцена
«Это Spinal Tap»

Фильм представит кинокритик Алексей Медведев

Режиссер Роб Райнер, США, 1984, 82 мин. 16+

Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами. Вход свободный.

Культовый псевдодокументальный фильм о британской рок-группе, постепенно скатывающейся с высот былой славы на самое дно музыкального мира во время последнего турне по Соединенным Штатам. В фильме снялись участники полувымышленной хеви-метал/глэм-рок-группы Spinal Tap, которые впоследствии стали настоящей рок-группой. Фильм насыщен сатирой и пародирует внешний вид, «бунтарское» поведение и музыкальные претензии таких групп, как UFO, Led Zeppelin, The Rolling Stones, Queen, Deep Purple, Aerosmith, Kiss, Black Sabbath, Judas Priest, W.A.S.P., Sweet.

6 сентября, 19:30, Главная сцена
«Тридцать»

Фильм представит Симона Костова

Режиссер Симона Костова, Германия, 2019, 115 мин. 18+

Фильм демонстрируется на немецком языке с русскими субтитрами. Вход свободный.

Петербургская премьера одного из главных и самых кинематографичных дебютов 2019 года, снятого в реальном времени и под живую музыку — в диапазоне от джаза до техно. «Тридцать» — это 24 часа из жизни молодых берлинцев на пороге 30-летия. У одного из них день рождения, и друзья устраивают по этому поводу небольшую вечеринку, которая растягивается на всю ночь. Они меняют одно заведение за другим, а в это время — буквально по-чеховски — рушатся их судьбы.

Мировая премьера картины состоялась в программе Bright Future на Роттердамском кинофестивале — 2019, после чего фильм был показан на 69-м Берлинском фестивале («Перспективы немецкого кино») и на Фестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало» в Иваново. «Тридцать» также стал открытием летней кинопрограммы Garage Screen — 2019 Музея современного искусства «Гараж».


7 сентября, 17:00, Павильон
«Бессмертие для всех: кинотрилогия о русском космизме»

Режиссер Антон Видокле, США, Россия, 2014–2017, 96 мин. 16+

Фильмы демонстрируются на русском языке с английскими субтитрами. Вход по предварительной регистрации.

Объединяя эссеистику, документалистику и перформанс, в этом трехчастном кинопроекте художник и редактор журнала e-flux Антон Видокле исследует влияние философии космизма на XX век и заявляет о ее актуальности в наше время. Его блуждающая камера ищет следы влияния космизма в останках советского искусства, архитектуры и промышленности, перемещаясь между степями Казахстана и музеями Москвы. Завораживающие кадры сопровождаются музыкой Джона Кейла и Элиан Радиг, вызывая тоску по человеческому единству, социальному равенству, материальной трансформации и бессмертию, находящимся в центре космизма.

В первой части Видокле обращается к основам философии космизма («Это космос», 2014). Вторая часть исследует связи между космизмом и политикой («Коммунистическую революцию вызвало Солнце», 2015). А третья, которая будет представлена в Петербурге впервые, воссоздает музей как место воскрешения — центральной идеи космизма («Бессмертие и воскрешение для всех!», 2017).

После показа состоится обсуждение с режиссером фильма Антоном Видокле. Модерирует разговор Оксана Тимофеева (русский философ, доцент факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге).


7 сентября, 19:30, Главная сцена
«Сорокин трип»

Фильм представят авторы Антон Желнов и Юрий Сапрыкин

Режиссер Илья Белов, Россия, 2019, 92 мин. 16+

Фильм демонстрируется на русском языке с английскими субтитрами. Вход свободный.

Петербургская премьера первого документального фильма о самом значительном русском писателе современности, в котором Сорокин впервые рассказывает о собственной жизни с предельной откровенностью. Детство в подмосковном рабочем поселке, жизнь в мастерских подпольных художников, преследования со стороны КГБ и прокремлевских молодежных организаций, любовь к русской литературе и космическому холоду. Съемки фильма проходили в 2019 году в Берлине и Москве.

«Сорокин трип» — новая работа творческой группы, которая запомнилась резонансными проектами о неординарных личностях российской культуры и их международной судьбе. Антон Желнов в компании с режиссером Ильей Беловым до этого снял картины про поэта Иосифа Бродского («Бродский не поэт»), писателя Сашу Соколова («Саша Соколов. Последний русский писатель») и художников Илью и Эмилию Кабаковых («Бедные люди. Кабаковы»). Над фильмом о Владимире Сорокине второй раз в команде работает оператор Михаил Кричман, известный по картинам Андрея Звягинцева и Алексея Федорченко.


8 сентября, 20:30, Главная сцена
«Лус»

Фильм представят Марат Шабаев и Настасья Горбачевская

Режиссер Тильман Зингер, Германия, 2018, 70 мин. 18+

Фильм демонстрируется на немецком языке с русскими субтитрами. Вход свободный.

Российская премьера одного из самых интересных фильмов-хорроров 2018 года по версии портала RussoRosso, чья мировая премьера состоялась на 68-м Берлинском кинофестивале в рамках секции «Перспективное немецкое кино». Снятый на 16-миллиметровую пленку, этот мистический триллер вызывает в памяти арт-хорроры 1970-х (в частности, картины Анджея Жулавского и Лючио Фульчи) и фильмы Райнера Вернера Фассбиндера.

Спасаясь от чего-то неведомого, Лус прибегает ночью в полицейский участок. За девушкой давно охотится демоническая сущность и сейчас, вселившись в психолога, вызванного для работы с Лус, она подбирается к ней максимально близко.

5 сентября

17:00, Двор «Бутылки»
Презентация книги Павла Арсеньева «Литература факта высказывания. Очерки по прагматике и материальной истории литературы»

Позитивная наука, по мнению Огюста Конта, должна была прийти на смену религиозному и метафизическому мышлению. Сегодня многие научные результаты прекрасно уживаются с магическими представлениями в головах ученых, а философы и вовсе празднуют теологический поворот. С другой стороны, нью эйдж уже далеко не нью: еще в 1970-е по обе стороны океана ИТР-работники стали дополнять эмпирическую науку вне- и лженаучной фантастикой и оккультизмом.

Производной от этого положения вещей является и судьба понятия факта в литературе XX века. Когда наука рассматривается как будущее мира, непременно появляется и стиль, который можно назвать литературным позитивизмом и который ценит фактичность, лаконизм описания (как в советской литературе факта) или, напротив, исчерпывающие (и изматывающие) описания всего вокруг (как во французском новом романе). Не является сегодня литература (временным) убежищем для фактов, от которых отреклась наука и которые больше не позволяет передавать пропускная способность медиа?

В своей первой книге эссе Павел Арсеньев рассматривает советскую фактографию как наследников литературных физиологий, эксплицирует ее отношения с философией обыденного языка, отличия от современной объектно-ориентированной метафизики, а также объясняет, почему она может стать ресурсом для литературных и политических изобретений сегодняшнего дня.

Павел Арсеньев  художник, поэт и теоретик. Лауреат Премии Андрея Белого (2012), докторант Университета Женевы. Теоретические тексты публиковались в «Новом литературном обозрении», «Логосе», «Художественном журнале», «Политической критике» и других изданиях. Главный редактор литературно-теоретического альманаха [Транслит] и автор четырех книг стихов: «То, что не укладывается в голове» (СПб.: AnnaNova, 2005), «Бесцветные зеленые идеи яростно спят» (М., СПб: Kraft, 2011), Spasm of Accomodation (Berkeley: CommuneEditions, 2017), Reported speech (New York: CicadaPress, 2018).

Андрей Фоменко — Историк и критик современного искусства, фотографии и кино, переводчик, эссеист. Автор книг «Архаисты, они же новаторы» (2007), «Монтаж, фактография, эпос» (2007) и «Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства» (2011), за последнюю из которых получил государственную премию «Инновация», а также ряда статей, посвященных искусству последних десятилетий, советскому и интернациональному авангарду, фотографии и ее взаимоотношениям с миром искусства, художественной сцене Казахстана и Средней Азии, кинематографу и другим темам.

6 сентября

19:30, Двор «Бутылки»
«„Дом правительства“ — конструктор памяти. Что мы помним о 30-х?». Встреча Юрия Слезкина с Борисом Куприяновым

Книга «Дом правительства» Юрия Слезкина, вышедшая в этом году, вызвала заслуженный интерес, однако большинство рецензентов и интервьюеров автора прежде всего обратили внимание на концепцию «большевики как милленаристская секта». В обсуждении книги важнейшие мотивы работы отошли на второй план. На эти сюжеты внимание читателей обратят Борис Куприянов и сам автор.

Борис Куприянов — один из учредителей «Фаланстера», директор сайта о книгах и чтении Gorky.media, член экспертного совета ярмарки non/fictio№.

Юрий Слезкин — профессор исторического факультета Калифорнийского университета в Беркли, член Американской академии наук и искусств, автор переведенных на русский язык книг «Арктические зеркала» и «Эра Меркурия».


8 сентября

14:00 Двор «Бутылки»
Илья Утехин. «Что такое визуальная антропология. Путеводитель по классике этнографического кино»

Новая книга Ильи Утехина посвящена этнографическому кино ХХ века как важнейшему компоненту визуальной антропологии. Классические этнографические фильмы автор использует как повод для популярного введения в антропологические сюжеты: невербальная коммуникация, ритуализованная агрессия в племенных обществах, сеансы транса и одержимости в разных культурных контекстах, границы нормальности и психопатологии в современной западной цивилизации.

Илья Утехин — профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор исследования «Очерки коммунального быта», проекта «Виртуальный музей советского быта» (kommunalka.colgate.edu), документальных фильмов Pugovka и «Волонтеры».


17:00 Павильон
Презентация книги Ильи Кукулина «Прорыв к невозможной связи: статьи о русской поэзии»

Современное состояние русской поэзии и ее история в «век катастроф» — один из главных исследовательских интересов историка и социолога культуры Ильи Кукулина. В книге «Прорыв к невозможной связи: статьи о русской поэзии» собраны его статьи о поэзии 2001–2018 годов: исторические экскурсы, проблемные обзоры, а также тексты, посвященные отдельным участникам современного литературного процесса. Объединенные в тематические циклы, эти работы позволяют проследить «магистральные линии» в развитии отечественной поэзии XX и начала XXI века: поэтическое творчество как путь освобождения от повседневного давления общества и как метод создания нового взгляда на мир; влияние цензуры и самоцензуры на развитие литературы; участие русской поэзии в международных культурных движениях. Среди «героев» книги — авторы в хронологическом диапазоне от Ахматовой и Мандельштама до тех, кто дебютировал уже в ХХI веке.

Илья Кукулин — кандидат филологических наук, доцент школы культурологии факультета философии НИУ Высшая школа экономики, старший научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


6 сентября

14:00 Павильон
Панельная дискуссия «Современная поэзия и философия: не-место не-встречи»

Новейшая поэзия не похожа на то, что ею привыкли считать; кажется, что для разговора о ней подходят новые нечеловеческие и феминистские онтологии, акторно-сетевая теория и медиалогия, а также другие современные течения. Поэзия, как и философия, схватывает глобальные изменения в реальности. Попыток синтезировать эти два подхода — философский и поэтический — мало. На круглом столе мы попробуем пробить эту стену и поговорим о том, как новые философские направления помогают нам понимать и открывать новейшую поэзию, и о том, какие еще не опознанные и не концептуализированные философией пути движения мысли намечает новая поэзия.

Участвуют: Павел Арсеньев, Дмитрий Голынко, Екатерина Захаркив, Борис Клюшников, Кузьма Коблов, Елена Костылева, Виталий Лехциер, Анна Родионова, Александр Скидан, Галина Рымбу.

Модератор: Никита Сунгатов

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.

19:00 Павильон
«Новый застой / быстрые коммуникации». Презентация #22 альманаха [Транслит]

Редакционный совет альманаха [Транслит], всегда искавший в современности неочевидные резонансы, был сосредоточен последние полгода на фигурах застоя и быстрых коммуникаций, и тема [Транслит]#22 неожиданно пересекается с повесткой фестиваля «Ревизия». Застой скорее отсылает к истории долгих советских 70-х, быстрые коммуникации — к самому переднему краю современности и тем трансформациям, которые мы технологически переживаем сейчас или ожидаем в ближайшем будущем. Из этого странного сочетания дефицита политической и институциональной мобильности (собственно и порождающего аллюзии к брежневской эпохе застоя) и беспрецедентного ускорения коммуникации рождается формула современности.

[Транслит] — литературно-теоретический журнал и издательский проект, образующий сообщество поэтов, философов и гуманитарных исследователей.

Участники: Дмитрий Жуков, Алексей Конаков, Дмитрий Бреслер, Тим Тимофеев, Игорь Гулин, Марина Симакова, Дмитрий Голынко, Роман Осминкин, Анна Родионова, Михаил Куртов.

Модераторы: Павел Арсеньев, Никита Сунгатов

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


7 сентября

12:00 Павильон
Панельная дискуссия «Деколонизируя язык. Русскоязычная поэзия в мировых и постсоветских контекстах»

Русскоязычные поэтические практики существуют сегодня в зоне напряжения между «языком метрополии» и номадическим движением русского языка в других мировых и постсоветских культурах. Но что, если даже русский язык в XXI веке по-прежнему и несет на себе «колониальный след», он все-таки может (если мы критически осмысляем зоны и логики его распространения, влияния и существования) быть языком новых, ускользающих от властных идентификаций поэзий, интенсивно интегрированных в другие поэтические и национальные культуры?

Можно ли «деколонизировать» поэтический язык? Как сами поэтические практики влияют на деколониальное отношение к языку? Можем ли мы построить «утопический автономный город поэтов» вне национальных и государственных границ, при этом рефлексируя и критикуя основания нашего «общего» и эти самые границы, которые так или иначе удерживают сегодня наши жизни и языки? Почему те, кто пишут стихи на русском языке и не живут в России, не хотят называть себя «русскими поэтами», а предпочитают говорить о себе как о поэтах русскоязычных? Эти и другие проблемные вопросы обсудят участники дискуссии, пишущие на русском языке в других культурах и странах, а также в разных регионах России.

Участвуют: Анна Глазова, Сергей Муштатов, Егана Джаббарова (Ек.), Янис Синайко, Виталий Лехциер, Даниил Задорожный.

Модератор: Галина Рымбу

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


19:30 Двор «Бутылки»
Презентация книг Елены Костылевой и Насти Денисовой

В рамках поэтической программы фестиваля «Ревизия» состоится презентация двух первых книг поэтической серии caesura, запущенной магазином «Порядок слов»: «Трогали любили друг друга» Насти Денисовой и «День» Елены Костылевой. Открыть эту серию женскими (петербургскими) текстами, книгами двух авторов с совершенно разными поэтическими стратегиямибыло принципиальным решением.

Настя Денисова — поэтесса, видеохудожница. Родилась в Ленинграде в 1984 году. Автор двух книг стихов: «Ничего нет» и «Вкл», а также публикаций в литературных и поэтических журналах и антологиях. Тексты переводились на английский, итальянский, латышский и румынский языки. Живет в Санкт-Петербурге.

Елена Костылева — поэт, журналист. Автор двух книг стихов, вышедших в издательстве Kolonna Publications: «Легко досталось» (1999; подборка стихотворений из книги в 2000 году вошла в шорт-лист премии «Дебют») и «Лидия» (2009, шорт-лист Премии Андрея Белого за 2009 год), а также множества публикаций в российских и зарубежных изданиях. Сокуратор и член попечительского совета Премии Аркадия Драгомощенко, входила в жюри Премии, ex-член экспертного совета закрывшейся поэтической серии «Новые стихи» издательства «Порядок слов».


20:30 Двор «Бутылки»
Презентация книги «Из глубины поражения вида» Яниса Синайко

В книге «Из глубины поражения вида» читатель имеет дело с попыткой пробраться к материалу, чье существование предшествовало возникновению жизни, по крайней мере жизни, сопряженной с языком, а значит — к материалу, недоступному для культурного означивания. В этой поэзии утверждается, что само явление «значения» не является каким-либо исключительным свойством человеческого языка или человеческого сознания, в особой форме оно присутствует всюду в органической и неорганической природе. Но это не исторический возврат к «архиископаемому», в период, когда мышление не было проявлено ни в одной области вселенной. Скорее это шум «из глубины поражения», в котором перемежаются парадоксальные чувства близости и отчужденности, и в нем мы можем прочитывать истлевающие остатки указанного выше «значения», которое не имеет ничего общего с идентичностью: ни индивидуальной, ни коллективной, или языковой.

Янис Синайко — поэт, переводчик. Родился и живет во Львове. Окончил философский факультет Львовского национального университета им. И. Франко. Автор книг «Ангел-конструктор» (Киев: Locia, 2017), «Из глубины поражения вида» (Харьков: kntxt, 2019). Поэтические тексты и переводы публиковались в украинских и зарубежных физических и интернет-изданиях. Лонг-лист премии Аркадия Драгомощенко (2015, 2017).


8 сентября

16:00 Павильон
«Ужин с приветливыми богами». Поэтико-музыкальный перформанс Александра Скидана и Дмитрия Шубина

Перформанс, посвященный выходу сборника эссе Александра Скидана «Сыр букв мел. Об Аркадии Драгомощенко», — звуковое прочтение в исполнении Санкт-Петербургского импровизационного хора под управлением Дмитрия Шубина поэмы Аркадия Драгомощенко «Ужин с приветливыми богами» (1984), поворотного — и программного — для этого автора текста, которому посвящено одно из ключевых эссе книги.

С конца 1960-х годов Аркадий Драгомощенко (1946–2012) практически в одиночку развивал в русском стихе космополитическую модернистскую линию, восходящую к поздним гимнам Гёльдерлина, «Дуинским элегиям» Рильке, «Кантос» Паунда. Эта линия осложнена лингво-философским опытом XX века (Витгенштейн, Батай, Деррида), а также индуистской, даосской и буддийской мыслью. Эссе поэта и критика Александра Скидана, написанные в разные годы, исследуют логику письма Аркадия Драгомощенко, изменившую в начале ХХI века логику социально-политической функции поэтического текста.

Александр Скидан — родился в Ленинграде в 1965 г. Поэт, критик, эссеист, переводчик. Автор более десятка книг, включая роман «Путеводитель по N». Переводил современную американскую поэзию и прозу, теоретические работы по литературе и искусству. Лауреат Премии Андрея Белого (2006, за книгу стихов «Красное смещение»). Редактор отдела «Практика» журнала «Новое литературное обозрение». Живет в Санкт-Петербурге.

Дмитрий Шубин — музыкант, художник, основатель и дирижер Санкт-Петербургского оркестра импровизации (St. Petersburg Improvisers Orchestra), пианист. Основные сферы музыкальных интересов: импровизационная музыка, графическая нотация, электроакустика, фортепиано и электроника, дирижируемая и структурная импровизация.

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


5 сентября

15:00 Двор «Бутылки»
Интерактивное чтение и мастер-класс для детей по книге «Девочка из 
волшебного леса» издательства «Поляндрия»

Корейская художница Эполь создала книгу, которая становится укромным уголком для всех, кто хочет отдохнуть от суеты. Ведь в каждом из нас живёт ребёнок из волшебного леса. Поговорим о вдохновении и сделаем на память окно в волшебный лес.

Мастер-класс проведет Светлана Лазарева.

Для детей от 5 лет. Количество — до 30 человек. Продолжительность: 1 час. Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.

15:00–17:00 Школа креативных индустрий «Маяк»
Мастер-класс по мультипликации «Волшебные очки, или „Ты 
тоже это видишь?“»

Вот, скажем, чашка или стол, занавеска, кот или бабушка с тележкой прошла. Если мы видим одно и то же, это вовсе не значит, что мы видим одинаково. Каждый смотрит на мир своими собственными неповторимыми глазами. Дадим возможность взрослым взглянуть на эту реальность так, как видят ее маленькие авторы.

С 5 по 8 сентября в детской программе фестиваля «Ревизия» — создание анимационного фильма с рабочим названием «Волшебные очки, или „Ты тоже это видишь?“». В технике бумажной перекладной анимации и рисованной анимации на кальках каждый маленький автор придумает, нарисует и санимирует свою сцену, примерив на себя роль режиссера, художника, аниматора, актера озвучки. Из этих сцен и соберется настоящий мультфильм. Шесть занятий, шесть разных групп по 16 человек в каждой. По результатам их творчества будет смонтирован один коллективный мультфильм.

Студия «ДА» — команда режиссеров-мультипликаторов, педагогов, психологов, более 10 лет работает с детьми-инвалидами, детьми с онкологическими заболеваниями, а также подопечными интернатов и кризисных детских центров, реализуя авторский метод «Мульттерапия», направленный на реабилитацию и творческую социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Придумывая сценарии, рисуя персонажей, анимируя, записывая звук, дети включаются в творческий процесс, который играет важную роль в оказании психологической поддержки ребенку, на долю которого выпали непростые испытания.

Возрастная категория: 7–11 лет. Количество участников: до 16 человек. Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


6 сентября

15:00 Двор «Бутылки»
Мастер-класс по «Большой книге птиц» от 
издательского проекта «А+А»

Издательский проект «А+А» проведёт мастер-класс по книге Юваля Зоммера «Большая книга птиц». На мастер-классе дети узнают о настольной книге начинающего бердвотчера, поговорят о птицах, а затем акварельными красками нарисуют фламинго и колибри.

Для детей от 4 до 8 лет. Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


15:00–17:00 Школа креативных индустрий «Маяк»
Мастер-класс по мультипликации «Волшебные очки, или „Ты 
тоже это видишь?“»

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


7 сентября

12:30 Двор «Бутылки»
Интерактивное чтение и мастер-класс для детей по 
книге «Портреты Пепетты» издательства «Поляндрия»

Любуясь прекрасными портретами близких, которые висят у нее дома в Париже, Жозетта решила, что ее любимую игрушечную крольчиху Пепетту тоже нужно запечатлеть на холсте. Но какой великий художник сможет написать портрет, достойный Пепетты?

В 1920-е годы Париж был восхитительным городом, полным творческих людей. Художники, как, впрочем, и писатели, музыканты и модельеры, слетались туда и создавали свои шедевры. Жозетту и Пепетту авторы этой книги придумали, а вот художники, вдохновенно писавшие портрет крольчихи, навеяны реальными людьми, которые жили и творили в Париже в те годы, — это Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Марк Шагал и Анри Матисс.

Прочитаем вместе книгу, познакомимся с самыми известными картинами этих художников и создадим свое произведение искусства.

Возрастная категория: 5+. Количество участников: 15 человек. Продолжительность: 1 час. Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


14:00 Двор «Бутылки»
Лекция «Гарри Поттер и 
права человека»

История Гарри Поттера удивительна не только масштабом созданного Роулинг мира, но и своей демократичностью. Роулинг рассказывает историю о сложной, драматической повседневной жизни мира волшебников и, конечно, попутно рассказывает о том мире, в котором они живут. В книге есть многие известные нам составляющие реального мира: борьба с бюрократией, социальное неравенство, борьба с опасностью мирового зла.

На лекции будет рассмотрена система и институты права в магическом мире, автор поделится наблюдениями относительно того, почему Гарри Поттера можно сравнить с советскими правозащитниками, а также почему Гермионе не удалось освободить домовых эльфов.

Дмитрий Дубровский — кандидат исторических наук, ЦНСИ, преподаватель НИУ ВШЭ.

Возрастная категория: 12+. Продолжительность: 1,5 часа


15:30 Двор «Бутылки»
Презентация книги Луи-Клода де Сен-Мартена «Крокодил, или Война добра со злом, случившаяся в 
царствование Людовика XV»

Издательство книжного магазина «Циолковский» представит книгу Луи-Клода де Сен-Мартена «Крокодил, или Война добра со злом, случившаяся в царствование Людовика XV», бурлескную магическую поэму в прозе. Об удивительном мировоззрении, книгах и судьбе автора этой книги, а также о его самой необычной работе — «Крокодиле» — расскажет переводчик, религиовед, историк европейского эзотеризма Матвей Фиалко.


12:00–14:00, 16:00−18:00 Школа креативных индустрий «Маяк»
Мастер-класс по мультипликации «Волшебные очки, или „Ты 
тоже это видишь?“»

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация (12:00, 16:00).


8 сентября

12:00 Павильон
Мастер-класс по 
книгоизданию для детей

Как делается современная книга? Кто решает, что издавать: автор, издательство, магазин? Как устроены международные книжные салоны? Кто кого выбирает: автор издательство или наоборот? Как пишется книга и что для этого нужно уметь? Почему книжный магазин — это рискованный бизнес? Кто решает, что нам покупать? Обо всем этом и не только расскажут:

Мария Зимина — сооснователь и директор «Чудетства», детского книжного магазина-клуба.

Анна Рапопорт — автор детских научно-познавательных книг и путеводителей для взрослых, специалист по детской литературе, работает с издательствами города с 1998 года, знает весь процесс создания книги в тончайших деталях.

Возрастная категория: дети 8–12 лет и их родители. Количество участников: до 20 человек. Продолжительность: 1,5 часа. Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация.


12:30 Двор «Бутылки»
Беседа и мастер-класс по 
книге Ребеки Уны «Отключай»

Вместе с издательством «Самокат» поговорим с детьми о стремительно меняющемся мире, который уже невозможно представить без современных технологий. А хорошо это или плохо? Что мы теряем и что приобретаем вместе с совершенствованием науки и техники? И каким будет мир через 50 или 100 лет? Постараемся почувствовать себя человеком будущего и настоящего, разберемся, изменений в каких сферах жизни нам действительно не хватает, а какие навыки и привычки нам никак нельзя потерять. Порассуждаем, какими будут магазины, школы, поликлиники, автобусы, продукты, телефоны да и весь окружающий мир через пару сотен лет, а также побываем в одном из возможных вариантов будущего вместе с книгой Ребеки Уны «Отключай» — в стерильном, технологичном, но, увы, почти безэмоциональном мире девочки Гриты.

Возрастная категория: 7+. Продолжительность: 1 час


12:00−14:00, 16:00−18:00 Школа креативных индустрий «Маяк»
Мастер-класс по мультипликации «Волшебные очки, или „Ты 
тоже это видишь?“»

Вход свободный, количество мест ограничено, требуется предварительная регистрация (12:0016:00).

Серия книг «Петербургский текст» — специальный проект фестиваля «Ревизия». Мы выбрали трех петербургских авторов, чьи тексты и биографии стали частью мифологии города: прозаик 1920–1930-х годов Леонид Добычин, исследователь авангарда и ленинградских субкультур 1950–1960-х Татьяна Никольская, культовый киновед и режиссер девяностых Сергей Добротворский. Отдельным проектом внутри серии, осуществленным совместно с Государственной библиотекой для слепых и слабовидящих, стало стихотворение Николая Олейникова, набранное шрифтом Брайля.

Сергей Добротворский
«Кино на 
ощупь»

Сергей Добротворский (1959–1997) — культовый петербургский киновед девяностых, теоретик и практик параллельного кино, андеграундного направления российского кинематографа 1980–1990-х годов. «Кино на ощупь» — программная статья Добротворского, а наречие «на ощупь» — важная характеристика его метода.

Татьяна Никольская
«Стиляги и стилевики: К 
истории одной ленинградской субкультуры»

Татьяна Никольская (род. 1945) — исследователь русского и грузинского авангарда, поведенческих практик в ленинградских субкультурах 1950–1960-х годов. «Стиляги и стилевики» — первая лекция цикла «Театрализация жизни и авангардное поведение», прочитанная в «Порядке слов». «Мудисты» — одно из немногих мемуарных свидетельств о легендарном ленинградском неформальном движении, предвосхитившем «Новых тупых» и «Митьков».

Леонид Добычин
Рассказы

Леонид Добычин (1894–1936) — забытый прозаик, жизнь которого удивительно похожа на его книги — подчеркнутой краткостью, сдержанностью, минимализмом и незаметностью, чуть ли не анонимностью — и заканчивается сюрреалистическим исчезновением (предположительно, он утопился в Неве). Это безмолвное исчезновение Добычина из жизни и из литературы само по себе стало частью «петербургского текста».

Николай Олейников
«Улица Чайковского, Кабинет Домбровского...»

Николай Олейников (1898–1937) — ленинградский поэт, близкий к объединению ОБЭРИУ, друг и единомышленник Хармса, Введенского, Шварца, Друскина и Липавского. Автор иронических стихотворений и первого советского комикса. Расстрелян в 1937 году в Ленинграде на волне репрессий против советских детских писателей.

5 сентября

19:00 Главная сцена
Концерт группы «Интурист»

«Интурист» — самый непредсказуемый музыкальный проект Москвы. Он смотрит в глубокую пучину обыденности, достает оттуда произвольные предметы и наделяет их инфернальными свойствами, погружает в транс не хуже, чем ежедневная работа у станка или попытки дозвониться в службу поддержки вашего банка, ошарашивает, как внеплановое отключение горячей воды во время душа, и обманывает, как прогноз погоды в Приморском крае. В основе подхода «Интуриста» спонтанные творческие решения и импровизация, собранные в некое подобие музыкального спектакля, который за время активного существования проекта увидели посетители фестивалей SKIF, Tallinn Music Week, «Боль», «Гарнир», вечеринок Arma17.

Вход бесплатный. Количество мест ограничено.

8 сентября (воскресенье)

21:00 Kuznyahouse
Концерт группы Mishamish (посвящение группе 2H Company
)

Питерские рэперы Михаил Феничев и Михаил Ильин в сотрудничестве с группой «Ёлочные игрушки» провозгласили в 2004 году появление русского независимого хип-хопа. 2H Company первыми удачно соединили скорострельную читку с экспериментальной электроникой, записали два удивительных альбома интеллектуально-абсурдистского рэпа, озвучили балет в Мариинском театре и распались в 2009.

На фестивале «Ревизия», десять лет спустя, под вывеской Mishamish и при поддержке диджея Скотча, рэп-половина 2H Company представляет трибьют легендарной группе. Миши обещают сыграть весь первый альбом «Психохирурги» — на этот раз без участия «Ёлочных игрушек».

Стоимость билетов: 500 рублей при покупке в Инфоцентре острова, при покупке онлайн дополнительно взимается комиссия платежной системы и сервисный сбор. Количество билетов ограничено.


Константин Шавловский — кинокритик, куратор, поэт. Участник культурно-просветительского проекта «Порядок слов» (Санкт-Петербург — Москва, 2010–2018). С 2004 года — редактор, в 2012–2016 годах — редакционный директор журнала «Сеанс». С 2017 года — редактор раздела «Кино» еженедельника «КоммерсантЪ-Weekend». Премия им. М. Левитина лучшему молодому критику Гильдии киноведов и кинокритиков России (2005). С 2014 года — заместитель руководителя секции «Кино» Санкт-Петербургского международного культурного форума. С 2018 года — генеральный продюсер Международного кинофестиваля им. А. Тарковского «Зеркало». Как поэт публиковался в журналах TextOnly, «НЛО», «Зеркало», «Транслит», на сайтах L5, «Лиterraтура», «Полутона». Автор книги стихов «Близнецы в крапиве» (Kolonna Publications, 2015).

Саша Ахмадщина — куратор, продюсер культурных и культурно-просветительских проектов. Организатор различных ретроспектив, премьерных кинопоказов, академических конференций и выставочных проектов. С 2014 года — куратор секции «Кино» Санкт‐Петербургского международного культурного форума. С 2012 года — заместитель редакционного директора, а с 2014 по 2017 год — руководитель отдела специальных событий журнала «Сеанс». С 2017 года — исполнительный продюсер культурно-просветительской платформы «Порядок слов». С 2018 года — исполнительный продюсер Международного кинофестиваля им. А. Тарковского.

Анна Изакар — филолог, специалист по русской литературе ХХ века. С 2003 года сфера деятельности — книжный бизнес. Работала директором книжного магазина «Проект ОГИ» в Москве, принимала участие в издании книг Ю. Б. Норштейна, с 2010 по 2018 год — соучредитель и директор по ассортименту независимого книжного магазина «Порядок слов». Автор ряда статей, публиковавшихся в журналах «Филологические записки», «Сеанс», и рецензий для сайта Arzamas.