Футшток

Первое наводнение в Санкт-Петербурге произошло уже спустя три месяца после основания города. С тех пор их насчитали уже более трёхсот. Для того, чтобы следить за подъемом воды и оповещать о возможных наводнениях, в 1707 году в Кронштадте основали футшточную службу (футшток — это специальная линейка, с помощью которой измеряют уровень воды). В 1840 году на устой Каменного моста в Кронштадте была нанесена нулевая отметка среднего уровня воды Балтийского моря за четырнадцать лет. Её несколько раз обновляли, последняя медная табличка и футшток были установлены в 1951 году.

Эта отметка называется «нуль Кронштадтского футштока» или «нуль Балтийской системы высот», и от нее ведутся измерения высот на суше и глубин на морях России и странах бывшего СССР. На нуль Кронштадтского футштока опирается российская нивелирная сеть.

Чтобы определить уровень воды в акватории Невы при помощи новоголландского футштока, нужно соотнести его значения с нулевой отметкой кронштадтского. Поскольку наш футшток установлен на 1,26 метра ниже кронштадтского, из его значения необходимо вычесть 1,26 метра.

Например, если наш футшток показывает 2 метра, то это значит, что уровень воды равен 74 сантиметрам по Балтийской системе высот:

2 м − 1,26 м = 0,74 м

Поскольку Балтийская система высот опирается на многолетний средний уровень моря, иногда значения уровня воды могут быть отрицательными величинами, это не ошибка. Например, если наш футшток показывает один метр, то это значит, что уровень воды — минус 26 сантиметров ниже нуля по Балтийской системе высот:

1 м − 1,26 м = − 0,26 м

tide_gauge.svg

В 2011 году, после 32 лет строительства, введен в эксплуатацию Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, более известный как «дамба». Комплекс протянулся на 25,4 км от Бронки до Горской через Кронштадт, и защищает город даже от самых сильных наводнений, выдерживая волны высотой до 3,5 метров. Максимальная высота дамб 7,5 метров, но кроме них Комплекс включает в себя водопропускные (для свободного водообмена между Невской губой и Финским заливом) и судопропускные (для прохода кораблей в Морской порт Санкт-Петербурга) сооружения. По Комплексу также проходит КАД.