Лекция Марка Симона «Аутентичность как экзотика? Политика идентичности в жанре world music»

24.04.2018
19:30–21:00 Павильон

«Вслух»

24 апреля, 19:30

Жанр world music, несмотря на широту спектра относимых к нему явлений, имеет вполне конкретную генеалогию. В июле 1987 года представители 11 независимых рекорд-лейблов встретились, чтобы выработать общую стратегию продвижения «незападных» исполнителей. В результате этой встречи каждый уважающий себя музыкальный магазин обзавелся полкой с вывеской world music. Изначальная интенция изобретателей жанра состояла вовсе не в том, чтобы отделить «западную» музыку от «незападной». Скорее, они стремились позиционировать представителей world music в качестве хранителей подлинного духа рок-н-ролла, противопоставляя их искренность и непосредственность искусственности поп-музыки. Однако в ходе дальнейшего развития жанра сформировалась устойчивая тенденция к экзотизации его представителей.

В лекции речь пойдет о том, как функционирует рынок world music; как различные игроки апроприируют «этническую музыку» для накопления символического капитала; как в рамках жанра выстраиваются многообразные политики идентичностей. Российский контекст будет актуализирован на примере так называемого «шаманского рока».

Марк Симон (Москва) — кандидат политических наук, доцент Кафедры политических и правовых учений МВШСЭН (Шанинка), ведущий научный сотрудник Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС, научный сотрудник Института экономики РАН.

Кураторы направления: Марина Исраилова, искусствовед, независимый исследователь, Вита Зеленская, антрополог, независимый исследователь.

Вход свободный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+


Лекторий по исследованиям звука «Вслух»

Лекторий «Вслух» посвящен звуку в его политическом и социальном аспектах: на фоне возросшего интереса к звуковым явлениям в гуманитарных науках эта линия мысли о звуке кажется наиболее перспективной и важной.

Лекторы — представители философии, социологии, культурологии, антропологии и sound studies — исследуют звук как социальное явление, детерминированное (со)обществом и несущее на себе следы его противоречий. В то же время они отмечают, что звук и музыка обладают потенциалом освобождения, способностью переопределяться и объединять, создавать, пусть и временные или воображаемые, новые миры.

То, как мы слышим и слушаем, производим звуки и тишину, проводим границы между шумом и музыкой — интереснейший предмет для обсуждения, который также будет освещен в серии лекций.