Внимание! Детская площадка закрыта до весны.
открыть меню

XIX Век

1828
1828
Принято решение построить здание морской тюрьмы, утвержден проект архитектора Александра Штауберта
1830
1830
Завершено строительство здания тюрьмы
1847
1847
Военный инженер Михаил Пасыпкин выстраивает складской корпус и здание кузницы по проекту 1765 года
1863
1863
Реконструкция здания Штауберта под тюремные нужды, начало работы тюремных помещений
1890
1890
На месте бывшей мясосольни оборудуется лаборатория по созданию бездымного пороха
1892
1892
Создание Опытового бассейна для проведения испытаний моделей кораблей
1897
1897
Проведено первое испытание моделей эскадренного броненосца «Ослябя»

На острове Новая Голландия, который в течение XVIII века оставался складской территорией, появляются сооружения нового назначения. В середине XIX века строится здание морской тюрьмы, разработанное архитектором Александром Штаубертом. Круглое здание называли «Бутылкой», и с тех пор пошло выражение «не лезь в бутылку». Для заключенных моряков действовала особая пенитенциарная система: отбывая наказание, они осваивали новую профессию и получали оклад, который копился вплоть до освобождения. Остров сыграл ключевую роль в развитии российского флота: в конце XIX века тут появился первый в России опытовый бассейн, созданный по инициативе Дмитрия Менделеева. Под руководством ученого на острове была также создана лаборатория по разработке бездымного пороха.

Появление новых зданий

В начале XIX века выяснилось, что система хранения бревен, предложенная архитектором Чевакинским, оправдала себя лишь частично: при вертикальном хранении дерева начинали подгнивать нижние части. Тогда было принято решение использовать амбары для инвентаря Морского ведомства.

Складские корпуса к западу от портала были переделаны под мундирные магазины, а корпуса к востоку и по Крюкову каналу стали использовать под экипажные магазины. Также на острове появилась первая деревянная гауптвахта.

В 1828 году было решено построить здание морской тюрьмы в западной части острова Новая Голландия, на месте шлюпочных сараев, которые пришли в негодность. Разработку проекта поручили архитектору Военного ведомства Александру Егоровичу Штауберту.

Предложенный им кольцеобразный план трехэтажной тюрьмы на 500 человек был быстро принят, и здание возвели за два года.

Тюрьма не использовалась по назначению до 60-х годов XIX века: в ней размещались военно-арестантские роты Петербургского полка, временный госпиталь, гимнастическая команда, швейная мастерская, склады. Только в 1863 году здание было реконструировано под тюремные нужды. Вплотную к нему пристроили комендантский особняк. Существенной частью ансамбля стала достройка оставшегося незавершенным северо-восточного корпуса по Крюкову каналу. Так появился еще один закругленный деламотовский угол, оформленный спаренными колоннами. Строительными работами здесь руководил военный инженер Михаил Пасыпкин.

Морская тюрьма

По утверждению директора канцелярии Морского министерства Константина Манна, военно-исправительная тюрьма ведомства стала «первой в России тюрьмой, построенной на началах правильной пенитенциарной системы, принятой в лучших тюрьмах европейских государств». Камеры были устроены так, что заключенные могли в них только спать, а в дневное время они работали, получая оплату. Заключенные моряки выполняли столярные, токарные, такелажные работы, осваивали новые профессии.

Из-за необычной формы здание тюрьмы в народе прозвали «Бутылкой», отсюда появилось выражение «не лезь в бутылку».

Научно-техническая лаборатория

В 1890–1891 годах одно из зданий Новой Голландии – одноэтажная мясосольня, построенная в середине XIX века, – было переоборудовано в лабораторию Морского ведомства. В проекте лаборатории, одобренном Дмитрием Ивановичем Менделеевым, кроме лабораторных помещений, библиотеки и приемных имелась специальная «комната для взрывов», там проводились испытания создаваемого бездымного пороха.

Опытовый бассейн

В 1882 году Морской технический комитет Морского ведомства, занимавшийся всеми вопросами кораблестроения, впервые рассмотрел вопрос о появлении в России опытового бассейна, инициатива создания которого принадлежала великому русскому ученому Дмитрию Менделееву. В 1892 году на острове Новая Голландия сооружена и забетонирована чаша канала, построены здание бассейна и двухэтажное здание со служебными и подсобными помещениями. Опытовый бассейн стал первым в России и шестым в мире исследовательским центром по испытанию корабельных моделей. Первыми работами, проведенными в опытовом бассейне под руководством инженера Алексея Грехнева, стали испытания броненосца «Полтава» и крейсера «Россия». Официальная дата начала работы опытового бассейна – 1894 год. 8 марта бассейн осмотрел император Александр III, с тех пор эта дата считается временем основания ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова.

Уже к 1897 году были завершены испытания моделей эскадренного броненосца «Ослябя».

Эскадренный броненосец «Ослябя»Эскадренный броненосец «Ослябя»

Вид на остров Новая Голландия Вид на остров Новая Голландия

viewofNewHolland-litographybyMartinov-1820_00600373_390x242.jpgВид на Новую Голландию. Литография А. Мартынова

Исторические материалыИсторические материалы

Исторические материалыИсторические материалы