Внимание! Детская площадка закрыта до весны.
открыть меню

XVIII век

1703
1703
Основание Санкт-Петербурга
1704
1704
Закладка Адмиралтейства
1717
1717
Появление Ново-Адмиралтейского канала
1718
1718
Появление пруда на территории Новой Голландии
1719
1719
Появление Крюкова канала
1732
1732
Передача острова Новая Голландия в ведение Морской Комиссии
1738
1738
Архитектор Иван Коробов строит на острове первые деревянные сооружения
1763
1763
Архитектор Савва Чевакинский начинает разработку проекта застройки острова
1765
1765
Савва Чевакинский создает архитектурный план на основе построек Ивана Коробова
1765
1765
Начало строительства складов инженером Иваном Герардом
1765
1765
Фасадный план Валлен-Деламота
1773
1773
Склады острова начинают использоваться по назначению
1779 (1784)
1779 (1784)
Завершение строительства на острове
1782
1782
Реконструкция антаблемента портала

Появление Новой Голландии неразрывно связано с историей Адмиралтейства. Во времена создания Санкт-Петербурга Петр I приглашал голландских кораблестроителей для работы на верфях левого берега Невы. Обстановка настолько напоминала иностранный порт, что те места стали называть Голландией, а позднее это название закрепилось за островом, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами. Окончательно остров сформировался к 30-м годам XVIII века, тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии и на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса, построенные архитектором Иваном Коробовым. В середине XVIII века было принято решение возвести на месте деревянных сараев каменные сооружения. Архитектор Савва Чевакинский разрабатывает новаторские конструкции для вертикального хранения бревен и создает чертеж острова, выполненный в суровом крепостном стиле. Оформить фасады Новой Голландии поручают другому архитектору – Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту, который предлагает проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Проекты двух мастеров были переработаны и воплощены инженером Иоганном Герардом. Строительство было завершено к концу XVIII века.

Появление Новой Голландии

История Новой Голландии берет свое начало с момента основания Санкт-Петербурга Петром I. Параллельно с городским строительством началось создание северного флота. В 1704 году на левом берегу Невы были заложены верфь и здание Адмиралтейства. Для удобства строительства кораблей и доставки на верфь материалов и леса на Адмиралтейской стороне прорывались каналы. Так появились Крюков и Адмиралтейский каналы, соединившие Неву и Мойку. Образовавшийся остров стали называть Новой Голландией – название передалось от обычая именовать так местность вокруг Адмиралтейства, которая была устроена по образцу голландских верфей. По одной из версий, это произошло потому, что сама обстановка в районе, где работали приглашенные Петром голландские судостроители, иностранная речь, каналы с подъемными мостами напоминали Голландию. Еще в петровские времена на территории будущей Новой Голландии появился пруд правильной формы. Многие исследователи полагают, что там находился небольшой дворец Петра I. Это подтверждают некоторые документальные свидетельства, в том числе одна из ранних карт Санкт-Петербурга.

Первые строения

В 1732 году Новая Голландия перешла в ведомство Воинской морской комиссии. Тогда было принято решение продлить Адмиралтейский канал и построить на острове амбары для хранения корабельного леса. Строительство поручили архитектору Ивану Кузьмичу Коробову. К 1738 году на Новой Голландии выстроили восемь сараев для хранения леса. Путешественник Карл Рейнгольд Берк так описывал увиденный в 1730-х годах остров: «Напротив канала у упомянутых пеньковых и такелажных складов расположена Новая Голландия, то есть амбары для дубового корабельного леса – как начерно обтесанного, так и в больших бревнах и досках. Амбары эти – деревянные, но все стены сделаны решетчатыми, чтобы воздух хорошо проветривал помещения и высушивал доски. Зимой и в сырую погоду все эти отверстия закрывают, опустив парусину». К началу 1750-х годов деревянные сараи Новой Голландии сильно обветшали, и Адмиралтейств-коллегия приняла решение вырубить рощу на острове, чтобы обеспечить лучшую циркуляцию воздуха в сараях. К тому времени на посту главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Ивана Коробова сменил его ученик Савва Чевакинский. К 1753 году на основе планировки Коробова он разработал первый проект перестройки Новой Голландии, который не был осуществлен из-за недостатка средств. Перестройка острова началась спустя 10 лет. 27 октября 1763 года Адмиралтейств-коллегия поручила Савве Ивановичу Чевакинскому возведение на острове Новая Голландия амбаров – «таким же образом расположенных, как прежние сараи были, токмо на каменных столбах с отлогими для удобной таски эленгами». 13 ноября 1763 года он подал в коллегию готовый проект, разработанный с учетом требований Адмиралтейства и предписаний Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В этом плане бытовая постройка задумывалась как архитектурно значимое сооружение, украшающее столицу. Согласно первому проекту, предполагалось построить одинаковые по ширине, но разные по высоте сараи, вмещающие леса на 15 кораблей. Однако второй план Чевакинского также не был осуществлен. В 1765 году архитектор предложил коллегии четвертый по счету план с новой системой вертикального хранения бревен.

План Саввы Чевакинского

Согласно новой концепции архитектора, предполагалось создать систему из 63 конусов – так он назвал отсеки, имевшие в поперечном разрезе форму усеченных треугольников. Внутренние столбы поддерживались контрфорсами, позволявшими опирать на них деревянные решетки, к которым прислонялись деревья. Центральные части здания со стороны Мойки и Крюкова канала предлагалось выделить по высоте и приспособить для хранения самого длинного леса. Проектом предусматривалось отдельное хранение высоких, средних и ветвистых деревьев. Сараи, спроектированные как каменные галереи с арками, были рассчитаны на возможность разгрузки с воды и с суши. Внутренний двор с гаванью планировалось использовать как техническое пространство для обтесывания деревьев, загрузки барж и постройки небольших судов. Новаторский проект Чевакинского был утвержден с некоторыми изменениями, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Назначенные по Крюкову каналу большие сараи для красы города строить по Мойке, средние – по Крюкову каналу». Однако эти изменения не были осуществлены, так как разработку фасадов для Новой Голландии поручили новому архитектурному фавориту двора – Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту.

Декор фасада Валлен-Деламота

Проектируя фасады складов, Деламот задумал подчеркнуть торжественность сооружений аркадным принципом: он акцентировал портиками центры арок и украсил парными колоннами скругленные угловые сараи, создав таким образом впечатление композиционного единства комплекса. Благодаря Деламоту появился великолепный портал в классическом стиле, ставший символом острова. 15 июля 1765 года фасадный план Деламота был утвержден. Однако на пути реализации планов Чевакинского и Деламота возникли проблемы: поскольку точный обмер острова со стороны Мойки провести было невозможно из-за завалов леса, оба проекта выполнили с неточностями. Арка Деламота была рассчитана на другую ширину канала, а корпуса Чевакинского составляли более острый угол, чем позволяла территория острова. Кроме того, проекты невозможно было совместить. Позднее Чевакинский пытался исправить еще одну ошибку: неправильный расчет места под сваи у Адмиралтейского канала. Эта оплошность повлекла за собой отстранение архитектора от строительства Новой Голландии, и на его место был назначен инженер Иоганн Герард.

Воплощение проекта Иоганном Герардом

До наших времен дошел исторический анекдот о том, что Герард «потерял» чертежи Деламота и сделал попытку утвердить свой собственный план острова. Однако в коллегии нашлась копия чертежей, выполненная и исправленная Чевакинским, и Герарду пришлось дорабатывать именно этот план. Он занялся кропотливой переработкой проекта и внес большое количество конструктивных поправок. Весной 1767 года проект Герарда был утвержден. Согласно докладу Интендантской экспедиции, с 1765 по 1770-е годы по реке Мойке было построено 30 конусов, по Крюкову каналу – 20. Функционировать склады начали с 1773 года, хотя их сооружение окончилось только к 1779 году (по другим сведениям – к 1784 году). Строительство велось бурными темпами, в самый активный период на острове работало около 500 рабочих. Особенно трудоемким стал процесс возведения портала. Колонны выкладывали из гранитных блоков, каждый из которых весил около 4 тонн, для приготовления цементного раствора для этих колонн «машинных дел мастер» Кузьма Петров даже изобрел специальную мельницу. Строительство арки затянулось на семь лет и было завершено только в 1777 году. Однако в 1782 году порталу потребовалась реконструкция и переборка антаблемента, которая закончилась к 1784 году. В целом проект так и не был осуществлен до конца: помешали войны с Турцией и Швецией, которые велись в 1788–1789 годах. Не были закончены работы по внутреннему бассейну комплекса, не была возведена вторая арка, по Крюкову каналу, и даже стены комплекса остались неоштукатуренными. Однако складские помещения активно использовались, а сам комплекс зданий, декорированный Деламотом, воплощенный Герардом и его преемником Михайлой Ветошниковым, стал одним из лучших образцов раннего классического стиля в российской архитектуре.

admiralteistvo-1704.jpg Гравюра с изображением Адмиралтейства

stpetersburg-1703.jpgКарта Санкт-Петербурга 1705 года

stpetersburgplan1717.jpgКарта Санкт-Петербурга 1717 года

newholland-architect1762.jpgСавва Чевакинский

cutstuff.pngАрхитектурный чертеж Саввы Чевакинского